Найти тему
VOZрождение Империи

«Мгновенная смерть» для американского флота – на что был способен советский экраноплан «Лунь»

В популярном советской журнале «Катера и яхты» внимание многих привлекали материалы про причудливые аппараты – наполовину катера, наполовину самолеты. Они назывались «экранопланы». Мало кто видел такие наяву.

риа
риа

Еще меньше кто в те годы знал, что эти причудливые аппараты не просто средства передвижения на воде, но и грозное оружие. СССР разработал секретную программу создания боевых экранопланов, несколько штук которых могли за несколько минут уничтожить эскарду атомных авианосцев противника.

Самый большой летательный аппарат.

В середине 60-х годов снимки со спутников-шпионов шокировали ЦРУ США. У берегов СССР в акватории Каспийского моря был замечен странный летательный аппарат, который превосходил все мыслимые параметры своими размерами. После стало известно и его кодовое название – КМ. Советские конструкторы зашифровали в нем слово «корабль-макет», но американцы назвали его, как «каспийский монстр».

Создал КМ известный советский конструктор Ростислав Алексеев. В 1962 году экспериментальный экраноплан начал разрабатываться в его КБ. КМ спустили на воду в Горьком в 1966 году. Ради секретности, его в разобранном состоянии транспортировали по Волге и Каспийскому морю в город Каспийск, где и начали его испытывать в том же году.

В то время КМ был самым большим воздушным аппаратом, который когда-то поднимали в воздух. Длина его была 92 метра, размах крыла 37,6 метра. Конструкция весила 544 тонны с максимальной нагрузкой. По такому показателю его превзошел только советский самолет АН-225 в 80-е годы. КМ мог развивать над водной гладью скорость до 500 километров в час.

Идеально для рейдов «командос»

риа
риа

Для полетов экраноплан использует эффект похожий на «воздушную подушку», только она создается не двигателями, а уплотнением воздушного потока под крылом низколетящего аппарата. Такой полет требует два условия: очень ровной экранизирующей поверхности субстрата, к примеру водной глади и предельно низкой высоты. Такие жесткие ограничения являются как слабостью, так и силой летательных аппаратов такого типа.

Существует гибрид такого аппарата с самолетом – экранолет. Суть его в том, что двигается он в двух режимах – как экранопланном, так и самолетом. Для перехода в режим самолета включается максимальная тяга двигателей. При экранопланном режиме он летит со сниженным расходом топлива низко над поверхностью

Советское правительство, после успешных испытаний поручило КБ Алексеева создать десантный экранолет, а после ракетоносный экраноплан.

В 1972 году начал испытываться экранолет, под названием «Орленок»,в 1979 году его приняли на вооружение ВМФ СССР. Это была единственная в мире серийная боевая машина такого типа. Он мог перебрасывать до 200 морских пехотинцев в полном вооружении или две бронированные гусеничные машины со скоростью 400 километров в час на расстояние до 1500 километров. Для внезапных рейдов «командос» он идеально подходил. Всего было изготовлено пять таких машин, которые подчинялись Главному штабу морской авиации.

Внезапный кошмар для любого флота

Тяжелый экраноплан, несущий мощное ракетное вооружение, мог стать «мгновенной смертью» для военно-морского флота противника. Он двигался над водой на высоте всего несколько метров и для радаров был не заметен. Его можно было заметить лишь визуально, но тогда было ы уже поздно что-то предпринимать. Подобравшись на расстояние запуска ракет, экраноплан мог бы нанести удар и спокойно уйти назад. Высокая скорость аппарата это позволяла. Она была в десять раз выше, чем у любого ракетного катера.

Закладка первого ракетоносного экраноплана «Лунь» состоялась в Горьком в 1983 году. В 1986 начались ее испытания, а в 1989 каспийской флотилии ВМФ СССР передали первый экземпляр. «Лунь» нес шесть противокорабельных ракет класса «Москит» и имел радиус действия в 2000 километров.

Свертывание программы

Сперва Министерство обороны СССР хотели построить 120 «Орлят» и неизвестно сколько «Луней». Но в 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, который покровительствовал новой технологии. Программы окончательно свернули после прихода Горбачева к власти.

Немного ранее при странных обстоятельствах мер и сам конструктор Ростислав Алексеев. В 1980 году он разбился при испытании опытного пассажирского экраноплана. Его не пасли две операции и умер он 9 февраля. Удивительно, что в больницу он попал только 17 января, хотя все случилось 14 января.

Есть ли будущее у экранопланов

В наше время экранопланов не осталось. К их разработке Россия до последнего времени интереса не проявляла. Но Америка еще в 90-е годы заинтересовалась работой советских КБ в данном направлении, и пользуясь бедностью отечественных ИТР и скупила все разработки на корню. Весьма вероятно, что будущее у экранопланов все таки есть.

Противника экранопланов указывают на отсутствие у них преимуществ как перед самолетами, так и перед кораблями. Действительно, их скорость полета и полезная нагрузка ниже, чем у военно-транспортных самолетов, а радиус действия меньше. Их можно использовать только в идеальных условиях, при почти полном отсутствии волнения, а это на море бывает редко. 3 балла – максимально допустимое волнение для «Орленка». От шторма экраноплану уйти некуда. Такого недостатка лишены экранолеты. Но поднявшись они становятся видимы для радаров.

Экранопланы весьма аварийны. Для КМ эффект экрана перестает действовать на высоте 1 метров. Легко представить, что происходит при столкновении с волной на скорости 4000 километров в час. Такое случалось много раз и с опытными и уже с серийными экранопланами. Это заставило усомниться в их перспективах еще до официально прекращения работ в 80-е годы.