Некоторые ваши вопросы я решила вынести в отдельную статью. Так как, во-первых, ответить на них в одном комментарии довольно сложно. А во-вторых, раз подобные вопросы возникают, значит, по ним не хватает информации в открытых источниках. И, я думаю, стоит об этом рассказать всей моей аудитории, а не только тем, кто эти вопросы задаёт.
Первый вопрос, на который я хотела бы ответить:
И в довесок к этому вопросу ещё один, касающийся ложной (по мнению автора комментария) информации о том, кто обстреливал город.
Сразу скажу, я ни фига не разбираюсь в военном деле, но попробую все же объяснить. Знаете, когда долгое время живёшь в прифронтовом городе, а затем ещё и попадаешь в самую гущу военных событий, то набираешься знаний помимо воли.
Когда во время войны стоит задача взять город, то сначала в ход идёт тяжёлая артиллерия и авиация, которая выбивает противника из их огневых точек и мест дислокации. Во время таких боёв в нашем городе находилась только украинская армия. Русская армия окружала город с нескольких направлений. Поэтому русские солдаты никак не могли находиться в городе, пока не были уничтожены основные огневые точки противника. Только потом в ход пошли диверсионные группы, которые делали зачистку, то есть искали все возможные места, где могли прятаться украинские военные.
Сначала украинская армия ставила свое тяжёлое вооружение среди городских построек и оттуда вела огонь, как по своим врагам, так и по своим же жителям. Именно от таких минометов, которые стояли возле школ с двух сторон от нашего частного сектора, мы и прятались в подвале. Я описывала это время в своем блоге, как самые страшные дни и ночи за всю войну. Когда в город стали уже заходить диверсионные группы, то украинцы выбирали наиболее удобные позиции среди жилых построек и отстреливались оттуда. Именно в этот период они занимали частные дома и квартиры (преимущественно на верхних этажах), выгоняя из них жильцов.
На верхних этажах сидели украинские снайпера, которые попадали почему-то не по российским ДРГ, а по мирным жителям, идущими за водой или продуктами. Я знаю несколько таких смертей от украинского снайпера (в центре города, возле магазина "Тысяча мелочей", по проспекту Строителей, и на 23 мкр.) На левом берегу, мне рассказывали соседи, также было много подобных случаев, в основном возле многоэтажек.
Когда украинцы были полностью выбиты из своих позиций, и началась зачистка Азовстали (где было наибольшее скопление украинской армии), то те украинские военные, которые остались в городе, за пределами завода, стали прятаться по квартирам и домам, так как шансов выжить в захваченном городе у них уже не было. Ещё до нашего отъезда из города, то есть, числа 15 марта, к нам приходил бывший муж моей сестры. И рассказал, что над ними, на верхних этажах прячутся украинские солдаты. Его дом находился на 23 микрорайоне. На этот момент эта часть города была уже полностью под русскими, но при этом, как видите, украинских военных было ещё много. Они прятались, переодевались в гражданскую одежду, чтобы затеряться в толпе. Поэтому полная зачистка районов города продолжалась ещё длительное время.
Чтобы понять, представители какой армии занимали дома и квартиры, не нужно быть военным экспертом. Достаточно просто находится в том городе, за который ведутся бои. Если в твой дом приходят военные, чтобы сделать из него огневую точку, то как вы думаете, понятно ли, к чей армии они принадлежат?
Русские, чеченцы и ДНР-овцы заселялись в основном в пустые дома. И в большей степени это был левобережный район. Украинцев очень долго отсюда выбивали. У одной нашей соседки чеченцы жили около месяца, по ее согласию. Все это время она им готовила есть. Они не делали из ее дома огневую точку, не выгоняли ее на улицу. Просто попросились некоторое время пожить. И за это время они ни разу ее ничем не обидели. Это так, к слову.
Также не нужно быть специалистом военного дела, чтобы понимать, кто куда стреляет.
Наши мужчины, как вы помните, постоянно ходили за водой и продуктами. Проходя мимо других кварталов (ещё до зачистки города) они видели украинскую технику возле школ - танки и минометы, направленные в сторону частного сектора. И если через несколько часов после увиденного ты прячешься в подвале от миномётного дождя, то не сложно догадаться, кто и откуда по нам стреляет. Русские минометы на этот момент никак не могли по нам попадать, так как небольшая дальность этих снарядов даже чисто теоретически не позволила бы им это сделать.
Конечно, я допускаю, что не все жители города могли видеть и понимать, кто и откуда ведёт по ним обстрел. В некоторых районах города это, действительно, было очень сложно понять. И у многих людей сложилось впечатление, что урон городу наносят только русские самолёты и артиллерия. Хотя российская техника и попадала иногда по жилым постройкам (это война, к несчастью), но никогда не вела целенаправленный обстрел жилого сектора. И это очень важно понимать.
Например, подруга моей сестры, живущая на окраине города в многоэтажке, видела из окон своей квартиры, как в посадке рядом с их домами, украинский танк развернул дуло в сторону многоэтажных домов и стал стрелять по окнам домов в хаотичном порядке. Вот так просто, то ли от злости, то ли от нечего делать, то ли от действия наркотиков, которые у них были в избытке. Эта подруга до войны относилась очень нейтрально ко всей этой политике. Ей было ровным счётом наплевать, какая в стране власть. Теперь же ей далеко не все равно. Во время войны ее квартира была разрушена и теперь она живёт в квартире сына. Этой женщине не нужно смотреть военных блогеров и экспертов, чтобы понять, кто уничтожил наш город. Все, что ей нужно было знать, она увидела из окон своей квартиры.
Хочу заметить, я говорю только о том, что видела наша семья, наши знакомые, друзья и родственники.
Но хочу обратить ваше внимание, что когда идёт война, гибель людей неизбежна. Особенно, если власть не дала возможность мирным жителям эвакуироваться, когда все ещё только начиналось. Всем и так понятно, что российское оружие также несло смерть. Оружие в принципе и создано для того, чтобы убивать. Другого предназначения у него нет. Но здесь вопрос в другом. Нельзя позволять, чтобы миф о том, что Россия виновна в смерти огромного числа людей, распространялся и дальше. Ведь этот миф живёт только по одной причине - Россия напала первой. А раз напала, значит, она виновник всех бед. Но при этом не берется во внимание сколько людей погибло от рук собственной армии, которая нас якобы защищала. И если бы украинские военные не вели такие жестокие, бестолковые и хаотичные обстрелы жилого сектора, то скольких жертв можно было избежать!
А скольких жертв можно было избежать, если бы наша власть эвакуировала мирных жителей, как сейчас это происходит в Херсоне. Но наш мэр слинял из города на второй день СВО и с другого города вещал нам по ТВ, что все будет хорошо. Значит, и у него был договор с украинской армией. Они понимали прекрасно, что если в городе не останется жителей, то Россия их за три дня сотрёт в порошок. И поэтому они оставили наших детей в городе, как гарантию своей безопасности. Все эти выжившие азовцы, вернувшиеся из плена, живы только благодаря нашим детям. Если бы в городе не было так много детей, женщин и стариков, Россия действовала бы совсем по-другому. И это понимают абсолютно все, кто хоть как-то дружит с головой.
***
И ещё я отвечу на вопрос по поводу принадлежности украинских храмов. Видимо, эта тема слишком обросла всевозможными слухами, что многие россияне не знают, чему верить.
В Украине была и есть единственная каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая является самоуправляемой, но в составе РПЦ. Другой канонической церкви в Украине нет. Но есть не каноническая Украинская церковь Киевского патриархата, которая является раскольнической. И любой воцерковленный православный человек никогда не пойдет на воскресную службу к раскольникам.
В нашем городе до 2014 года не было ни одной церкви киевского патриархата. Но пришедший к власти проамериканский режим поспешил исправить эту оплошность. Теперь в Мариуполе две церкви Киевского патриархата. Но, честно говоря, я никогда не видела рядом с ними людей. Мне, кажется, в них никто, кроме самих служителей, и не ходит.
Украинская православная церковь Московского патриархата имеет свои храмы во всех городах Украины. И большинство православных людей страны посещают именно эти храмы.
Но Киевский патриархат не дремлет и всячески заманивает людей в свои пустые церкви. И цены низкие устанавливают, и даже бесплатно крестить предлагают. В общем, вовсю занимаются маркетингом. Но желающих все равно ничтожно мало. И выигрывают они только в тех случаях, когда люди по незнанию приходят в их храмы заказать молебен, панихиду, отпеть усопшего, венчаться, крестить ребенка и т.д. Очень многие люди даже не подозревают, что один православный храм может чем-то отличаться от другого. И, учитывая, что украинская власть стала строить церкви Киевского патриархата во всех городах, то многие приходят в них, не задумываясь об их принадлежности, особенно если церковь находится недалеко от их места жительства.
В целом, я вам скажу, вопрос с раскольниками можно было решить очень быстро. Достаточно просто оставить их храмы пустыми, и они бы долго не просуществовали. Но вся проблема в банальном невежестве. Основная масса людей просто не знают, почему нельзя ходить в церкви раскольников.
Многие из них думают, что раз Московский патриархат - значит, церковь российская, если Украинский патриархат - значит, церковь украинская. И выбирают украинскую. Мы же в Украине живём, значит, нужно и в украинскую церковь ходить. Эти люди понятия не имеют, что Украинский патриархат - незаконное образование, во главе которого стоят самозванцы.
Не буду скрывать, на западной Украине картина немного другая. Здесь очень много верующих, которые не были атеистами даже при Советском Союзе. В этой части страны не каноническая церковь приобрела большую популярность, причем, вполне осознанно. Но православная церковь Московского патриархата все равно занимает лидирующие позиции. Хотя на данный момент я уже в этом не уверена. Ходят ли в нее украинские военные, я не знаю. У меня нет на западной Украине ни родственников, ни знакомых, поэтому не хочу передавать слухи и домыслы, вам их и без меня хватает.
Но что касается того, что я знаю наверняка - это систематическое притеснение храмов Московского патриархата на этой территории. В основном инициаторами различных нападок на церковь являются радикальные организации, у которых на этот счёт, видимо, есть определенные указания от руководства свыше. Также страдают православные храмы и в других частях нашей бывшей Родины. Священников обливают зелёнкой во время литургии, принуждают петь на украинском языке, объявляют врагами народа за упоминание в молитвах патриарха Кирилла, заставляют на проповедях говорить, что Россия - это враг, подвергают издевательствам и оскорблениям за нежелание сотрудничать с властью.
Сколько уже было арестовано наших бедных священников! И не смотря на это они мужественно продолжают нести свою службу даже в самом логове врага.
Киевского митрополита Онуфрия (нашего митрополита, который стоит во главе украинской церкви Московского патриархата) уже можно смело причислять к лику святых за все то, чего он натерпелся от украинской власти. Это, действительно, святой человек. Не зря именно его Господь выбрал на эту роль в такие сложные для украинской церкви времена. Благодаря ему наша церковь продолжает сохранять единство, не взирая ни на что.
По поводу того, ходят ли азовцы в храмы. Не знаю. За все 8 лет ни разу не видела. Даже на Пасху. И с пасхальными корзиночками в руках они мне тоже не встречались.
***
Всем моим подписчикам и читателям, даже очень вредным, желаю добра, любви, чистоты в душе и мира над головой!
***
Всем желающим помочь нам: карта Сбербанка России - 2202 2025 1917 5750