Найти в Дзене

Как песня волжских бурлаков так и не стала гимном России, но прославилась на весь мир

Эта мелодия идеально подходит для тяжёлой работы, когда целой артели приходится совершать синхронные действия. Эй, ухнем! Ещё разик, ещё да раз! Её пели лесорубы во время выкорчёвывания деревьев. А потом и бурлаки, которые тянули суда по рекам против течения.

Легендарная «Эй, ухнем» впервые была опубликована в издании «Сборникъ русскихъ народныхъ пѣсенъ» 1866 года. Композитор Милий Балакирев услышал её от представителя волжской пароходной компании — то есть прямиком от знатока и исполнителя.

Фёдор Шаляпин прославил на весь мир немало русских песен. То же он сделал и с «Эй, ухнем». Идеальное совпадение артиста и материала! Шаляпин практически сросся с этой мелодией и не раз её записывал:

Когда в 1917 году власть перешла к Временному правительству, «Эй, ухнем» в обработке Александра Глазунова всерьёз рассматривалась в качестве гимна новой, демократической России. В прессе её называли «инструментальной марсельезой русского работника». Но карты уже в октябре смешали большевики — и идея была забыта.

Зато мелодия пошла гулять по миру. В 1917 году Игорь Стравинский за одну ночь сделал восхитительную обработку «Песни волжских бурлаков» для духовых инструментов и перкуссии:

В следующем десятилетии свою версию русской народной мелодии представил испанский композитор Мануэль де Фалья:

Джазмены не могли пройти мимо музыкальной диковинки из далёкой России. Рабочая песня бурлаков превратилась в хит оркестра Гленна Миллера в 1941 году. Который оказался особенно кстати во время общей борьбы СССР и США против нацизма:

Каноническим всё же можно признать вариант академического ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова. Солист Леонид Харитонов спел «Эй, ухнем» в год 20-летия Победы в Великой Отечественной войне:

Не могу не поделиться и прочтением Поля Робсона, который попытался спеть на русском и привнёс в песню свои чувства и устремления:

Новые времена — новые прочтения классики... Иосиф Кобзон обратился к нестареющей мелодии в 1979 году в оркестровой аранжировке с элементами джаза и фанка:

Ну и напоследок — песню, которой сто лет в обед, в своём неповторимом стиле исполнил Александр Пушной. Бурлацкий рок-н-ролл!

Спасибо за внимание!