Ничто так не сокрыто от глаз, что находится на самом виду. Тысячи людей ежедневно проходят мимо отеля "Метрополь", не поднимая глаз, в то время как над самыми их головами красуется чудесное произведение русского модерна - "Принцесса Грёза" Врубеля, аналогичное живописное панно "Принцесса Грёза" находится в Третьяковской галерее.
Сюжет - как в одном панно уместить целую историю
Поскольку панно написано по мотивам пьесы Ростана "Принцесса Грёза", мне пришлось прочесть и ее, прежде чем писать о самом панно, которое довольно близко отражает сюжет пьесы. Признаюсь, это помогло увидеть в нем то, чего я раньше не замечала.
Молодой принц и поэт Жофруа Рюдель от пилигримов узнает о прекрасной восточной принцессе Мелисинде из далекого города Триполи, влюбляется в нее, и отправляется в опасное путешествие ради встречи с нею. Но если Ростан описывает путешествие принца в целой пьесе, то Врубель должен был уместить свою историю на одном холсте, хотя и большом 7.5 х 14 метров.
Мы видим корабль, на палубе которого на богато украшенном ложе лежит молодой юноша. Внимательно рассмотрев детали, например, расшитое королевскими лилиями покрывало, мы можем заключить, что юноша этот принц, и именно он главный герой живописного произведения.
Отрешенный взгляд его направлен в небо, слабые руки скользят по струнам лиры, печальные и задумчивые лица моряков, их склонившиеся фигуры,- все говорит о том, что принц на смертном одре, а значит, путешествие его было тяжелым и затянулось.
Да, встреться нам еще один корабль,
И больше драться будем мы не в силах.
В свою последнюю минуту жизни принцу является видение прекрасной принцессы Мелисинды, очарованной звуками лиры, для которой он поет прощальную песню и, возможно, умирает счастливым, думая, что встретил свою мечту.
Обманулся ли принц в своих грезах? Читаем дальше.
Композиция - почему корабль поплыл
Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что корабль именно плывет, причем плывет с большой скоростью. По-моему мастерство художника здесь нашло наибольшее выражение.
Во-первых, заметили ли вы, что палуба развернута к нам под углом так, что нос корабля устремляется вглубь, создавая перспективу и движение. Во-вторых, натянуты канаты и надуты паруса, что создает еще больше движения, поднимая махину над волнами. В-третьих, сами волны, они вздымаются и пенятся и расходятся в разные стороны из-под корпуса. Ну и наконец парящая дева, призрак, чьи волосы и одежды развеваются на ветру.
Нет, не любовь тому причина
Что мне не нравится, так это то, что когда описывают "Принцессу Грёзу", сводят смысл ее лишь до силы любви, овладевшей принцем Жофруа. Да, художник не может вместить в одно полотно все то, что написал в пьесе драматург, но он может вызвать зрителя на диалог. Зачем Жофруа поплыл из своей родной Франции в далекую восточную страну через опасное море искать Мелисинду, неужто только ради любви к женщине, которую никогда не видел? Неужто нет более достойных целей? Такими же вопросами задается и один из героев пьесы Ростана:
Вы допустили,
Чтоб Жофруа Рюдель, один из всех
Известных миру рыцарей и принцев,
Отправился к проклятым сарацинам
В поход - и не в крестовый! Стыд! Позор!
Здесь стоит рассказать подробнее о том, что происходило в самой пьесе. Принц Жофруа Рюдель, узнав от пилигримов о несравненной красоте принцессы Мелисинды, воспылал к ней любовью, оставил бестолковую бесцельную жизнь и отправился, окрыленный мечтой, на Восток, чтобы увидеть Мелисинду. Мелисинда же живет в золотой клетке, обрученная с византийским императором. Узнав о принце Жофруа, который прославляет в стихах и песнях ее красоту, она тоже проникается к нему трепетными чувствами.
Преодолевая бури, сражаясь с пиратами, терпя лишения, принц Жофруа полуживой добирается до Триполи, но его разбитое судно не может причалить к скалистому берегу, а сам он слишком слаб. Тогда он отправляет своего друга Бертрана к Мелисинде. Бертран рассказывает ей об опасностях, которые преодолел принц на пути к Триполи, и о силе его вдохновения, которое охватило всю команду. Принцесса восхищается, но не принцем, а Бертраном и влюбляется в него. Не удержался от соблазна и Бертран. Однако вскоре они раскаиваются, порывают друг с другом и едут на корабль к Жофруа, где Мелисинда признается в любви принцу, он умирает счастливым. Искупая грехи, Мелисинда уходит в монастырь, а Бертран - в крестовый поход.
Увы, грезы обманули Жофруа, но он не узнал об этом. Поход принца Жофруа - это крестовый поход против земных страстей "навстречу цели чистой, благородной, не за добычей!" И ведет его мечта:
Кто в жизни раз хотя б узнал мечту,
Тому вернуться к пошлости уж трудно.
Думаю, именно мечту преследует Жофруа на панно Врубеля, а не любовь, и заразил он ею своих спутников. Пока жива мечта и надежда на ее осуществление, жив и человек.