Найти тему
Константин Юдин

Фукусима: предвестник нового будущего?

Опубликовано в издании "Секретные материалы ХХ века"

Всем известны последствия разрушительного и смертоносного землетрясения, случившегося месяц назад в Японии. К ударам земной коры и гигантской волне, смывающей все на своем пути, добавилась авария на атомной станции «Фукусима»… Спорить о том, опасна или нет атомная энергетика, можно бесконечно, также бесконечно можно приводить доводы о недостатках проекта станции и неправильном месте ее размещения – прямо на зыбучих прибрежных песчаных грунтах. Но факт остается фактом – последствия техногенной катастрофы по своим масштабам намного превзошли последствия природного катаклизма, обрушившегося на Японию всей своей мощью.

Сейчас человечество переживает этап торжества технологии во всех сферах его деятельности. Жизнь практически каждого из 6,5 миллиардов ныне живущих людей теснейшим образом связана с теми или иными достижениями технического прогресса. Сложнейшие инженерные системы и сооружения в буквальном смысле слова обеспечивают жизнедеятельность миллионов и миллионов человек, от их устойчивой и стабильной работы зависят судьбы целых областей и регионов. Малейший сбой может привести к невиданной по своему масштабу катастрофе, фатальным образом влияющей на жизнь целых стран и континентов. Цена ошибки возрастает все стремительней параллельно с усложнением и усовершенствованием имеющихся систем и механизмов.

Череда катастроф

Не стоит повторять о последствиях чернобыльской катастрофы, когда радиоактивному заражению подверглись огромные территории по всей Европе. В зону отчуждения попал целый город Припять, в котором теперь можно увидеть лишь редких экстремальных туристов. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС поставила под угрозу жизни сотен и сотен тысяч людей, проживающих в зоне возможного затопления в случае прорыва тела ее плотины. Мир еще не оценил последствий аварии на печально известной буровой нефтедобывающей вышке в Мексиканском заливе. Если увидеть кратковременные последствия разлива еще вполне возможно – гигантское нефтяное пятно и тысячи километров умерших пляжей видны даже из космоса, то оценить долговременный ущерб от аварии современная наука может лишь весьма и весьма приблизительно. Кто знает, как отразится ситуация с утечкой нефти на течении Гольфстрим, начинающемся как раз в Мексиканском заливе? А ведь Гольфстрим, являясь теплым течением, во многом определяет теплый, по сравнению с нашим, европейский климат. Именно это течение делает гавань порта Мурманска незамерзающей даже в самые лютые морозы, в то время как находящийся гораздо южнее Финский залив сплошь покрыт льдом… Но Гольфстрим является лишь верхушкой айсберга, нижние части которого могут таить множество неподдающихся никаким научным прогнозам последствий. Кто знает, не связано ли аномально жаркое лето 2010 года с разливом в Мексиканском заливе? И какие климатические изменения, связанные с разливом, стоит ожидать человечеству в будущем?

Теперь произошла авария на японской АЭС «Фукусима». Страна передовых технологий, флагман промышленного производства, столкнулась с самой крупной техногенной катастрофой за всю свою историю (за исключением лишь атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки). Авария на атомной станции сразу же превратилась в проблему государственной важности для Японии, более того, развитие ситуации ведет и к глобальным последствиям. Распространение радиации со станции, пусть и в небольших дозах, затронуло все без исключения континенты. Не стала исключением и наша страна, включая территории российского Дальнего Востока, где ситуация не перестает быть напряженной.

Вполне можно возразить, что данное происшествие было связано с крупнейшим за последние несколько десятилетий землетрясением, чьи катастрофические последствия были усугублены пришедшим вслед за ним цунами. Все это так. Но столь масштабные последствия аварии на таком сверхзащищенном ото всех возможных чрезвычайных ситуаций объекте не перестают вызывать тревогу и недоумение во всем мире.

Вопросы без ответов

При проектировании любого технического сооружения, тем более такого значимого как атомная электростанция, всегда учитывается риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Риск этот минимизируется путем введения многоступенчатых систем защиты, а также повышением надежности используемого в системе оборудования. Можно сказать, что любой современный промышленный объект, не говоря уже о стратегически важной атомной станции, имеет нулевую вероятность аварии, ставшей по своим последствиям равнозначной японской аварии. Такую же нулевую вероятность аварии имела и ставшая печально известной станция в префектуре Фукусима. Тем не менее, катастрофа все-таки произошла и ее последствия уже превосходят последствия аварии в Чернобыле. Стоит заметить, что в настоящее время ситуация продолжает развиваться и работы на поврежденных энергоблоках еще очень далеки от своего окончательного завершения. Кто знает, какие сюрпризы еще сможет преподнести злополучная станция?

Возвращаясь к причинам катастрофы необходимо отметить, что в описанном случае в одной точке сошлось множество несочетаемых факторов, чего не мог предугадать ни один проектировщик. Землетрясение, цунами, отказ штатных и аварийных систем сделали свое черное дело. Не стоит забывать и недостатки проекта. Один лишь отказ построить под каждым из реакторов аварийную шахту, что делается на всех современных атомных станциях, куда в случае серьезной аварии сбрасывается ставший неуправляемым реактор, можно отнести к основным факторам, усугубившим ситуацию на АЭС. Стоит ли говорить о решении расположить столь значимый объект на берегу моря, прямо в приливной зоне, на неустойчивых песчаных грунтах бывшего райского морского побережья?..

Действительно, в роковой точке сошлось множество наложившихся друг на друга факторов, в обычной жизни практически не встречающихся. Но именно такими сочетаниями несочитаемых фактов и объясняются катастрофы в Чернобыле, на Саяно-Шушенской ГЭС и в Мексиканском заливе. Стоит признать, что количество техногенных катастроф растет с угрожающей скоростью и что надеяться на передышку человечеству совсем не приходится. Можно предположить, что в ближайшие годы мир всколыхнут новые чрезвычайные происшествия, о последствиях которых можно только гадать. Будем надеяться, что катастрофы эти будут не такими масштабными, как трагедия Фукусимы, но жить одной надеждой – этого слишком мало в наш век прогнозов и расчетов.

Тонкий мир

Существует одна замечательная пословица: где тонко, там и рвется. В настоящий момент человечество стоит на грани того, что все в мире скоро будет зависеть от чрезвычайно тонкой и сверхфункциональной техники. Техники, которая, возможно, будет обречена на аварийное окончание своей работы. Стоит уточнить, что вероятность возникновения нештатной ситуации напрямую зависит от надежности системы. Если отдельный агрегат имеет вероятность выхода из строя равную одной миллиардной, это значит, что из миллиарда аналогичных агрегатов лишь один должен выйти из строя по аварийной причине. На практике такая вероятность попросту отбрасывается: считается, что надежность элемента равняется 100%. Если же мы создадим суперсистему, состоящую из миллиарда подобных элементов, на практике это будет означать, что она как минимум запрограммирована на какие-то нештатные ситуации, а как максимум – на серьезную аварию. И это понятно – складывая вероятности выхода из строя всех элементов, образующих какое-либо сложное техническое сооружение, мы получаем вероятность выхода из строя всего сооружения в целом. В данном случае, система, имеющая миллиард элементов, будет иметь вероятность выхода из строя, равную 1. На практике это означает, что эта система неминуемо рано или поздно должна столкнуться с какой-то нештатной ситуацией, ведь рано или поздно какой-то из ее слагающих элементов выйдет из строя, что негативно скажется на всем объекте в целом.

Возможно, скоро человечество подойдет к порогу сложности техники, за который ему уже не удастся переступить, имея в наличии использующиеся сегодня принципы построения технических объектов и сооружений. Кроме того, будет расти и само количество сложнейших реализовываемых проектов. Все это должно привести к появлению в современном мире критической массы сверхсложных объектов, находящихся на пороге доступной человеку технологической сложности. Когда тонкая и неуловимая грань будет пройдена, мы все можем оказаться перед лицом краха привычного нам сценария развития человеческого общества, целиком и полностью зависящего от умных машин и механизмов. Одно незначительное происшествие может породить эффект домино, когда одна за одной начнут происходить крупнейшие техногенные аварии, ставящие на грань выживания давно оторвавшееся от земных реалий модернизированное человечество. Конечно, такой сценарий больше походит на очередной голливудский блокбастер о всемирном Армагеддоне, но стоит признать, что такое развитие событий вполне вероятно, если не принять мер для его предотвращения.

Вперед в будущее

Вполне возможно, что ученые скоро должны будут озаботиться выработкой новой концепции технической безопасности, которая будет требовать не создания многоступенчатых систем защиты и многократного резервирования отдельных узлов и агрегатов, а лишь исходить из принципа максимального упрощения объектов и технических средств. Такой подход, несомненно, должен будет вызвать создание принципиально новых технологий, появление неизвестных ныне материалов, а также, что несомненно, новых источников энергии. Будем надеяться, что решиться на это ученому сообществу поможет не череда техногенных катастроф, а естественная эволюция процесса познания.

Если это случится, то в ближайшем будущем человечество должно подойти к порогу новой эры развития цивилизации. Новые технические достижения должны коренным образом затронуть все аспекты жизни современного общества, что будет сравнимо с революционными изменениями в ходе человеческой истории после получения огня или изобретения двигателя внутреннего сгорания. Возможно, скоро мир преобразится до неузнаваемости, что может случиться на глазах буквально одного поколения. Поэтому все случившиеся за недавнее время катастрофы, а также будущие аварии, вполне можно рассматривать как направленные воздействия, сигнализирующие нам о необходимости быстрейшего переосмысления наших стереотипов. Переосмысления для изменения мира к лучшему. И все же будем надеяться на то, что человечеству больше не придется столкнуться с катастрофой подобной фукусимской трагедии.