Уверена, что первый раз, когда вы увидели одну из работ Иеронима Босха, то она показалась хаотичной и непонятной, но если детально проанализировать любую из его картин, то вы будете поражены глубиной его творчества: сатира, гротеск, прогрессивное мышление и новаторское видение христианской иконографии. Удивительно, но все это на протяжении веков считалось бессмысленной фантазией художника.
🦉Сад земных наслаждений... и сов
В наши дни работы Босха признаны сложными и многослойными, а картина «Сад земных наслаждений» трактуется как философский комментарий художника о природе греха, стыда, красоты и желания.
На этом триптихе больше сов, чем улавливаются с первого взгляда: «в Саду земных наслаждений» присутствует 6 сов, но одна почти не видна на левой створке.
Кстати, совоголовый человек на горшке в правой части триптиха (пятый на изображении сверху) известен в европейской культуре как Дьявол («Prince of Hell»). Он восседает на горшке, одновременно поглощая и выдавливая из себя людей.
Возможно, в образах сов у Босха совы рассматриваются сразу два аспекта восприятия этих птиц как символов. В традиционном европейском фольклоре они воспринимаются как истинное зло, а в христианской традиции мы видим переосмысление этого образа. В одном из бестиариев карликовые совы — проводники припозднившихся путников по проселочным дорогам.
Теперь давайте посмотрим, как сильно Босх любил сов на примере других работ художника.
«Искушение святого Антония»
Продолжим религиозную тему еще одним триптихом. Амбарные совы (сипухи) замечены и ранее на нескольких картинах эпохи Возрождения. Хотя их присутствие в работах Босха маргинализировано, а их символика — нет.
«Воз с сеном»
«Воз с сеном» имеет схожие мотивы с «Садом земных наслаждений». Центральная панель триптиха повторяет тему фантастических существ, отчужденных людей и даже монахинь. Хаос и бесконечное количество персонажей разбросаны по полотну. Гигантский воз с сеном окружают грешники, иллюстрирующие смертные грехи. Крошечная сова сидит позади и будто насмехается над человеческой глупостью.
Ecce Homo (Се человек)
Когда Иисус проходит перед разъяренной толпой в Иерусалиме незадолго до распятия, сова прячется в самом темном углу, почти невидимая.
В средневековой иконографии это бы означало, что сова — затаившееся зло, но в представлении Босха сова изображает человеческую глупость.
«Блудный сын» (aka «Путник», «Странник», «Пилигрим»)
Здесь библейский мотив улавливается отдаленно. Точное название картины, конечно, «Путник».
С одной стороны, кажется, что сгорбленный человек со страхом и сожалением покидает родной, оборачивается, чтобы запомнить родимый дом навсегда.
Если детальнее рассмотреть картину, то становится ясно, что за персонажем изображена не ферма, а скорее убогенький сельский кабак. Главный герой картины удирает от искушения. В дверном проеме демонстрируется похоть и разврат, низость и греховность, справа от домика — общественный туалет. Венец природы здесь — сова, которая вытаращила большие глаза и внимательно провожает взглядом прохожего.
«Корабль дураков»
Эта картина — некогда часть Путника. Раньше они располагались следующим образом:
Выше представлена реконструкция левой и правой створки триптиха: вверху слева «Корабль дураков» (до реставрации); внизу слева: «Аллегория чревоугодия и любострастия». Панель справа — «Смерть скупца». Внизу «Путник», который должен был быть снаружи триптиха.
В «Корабле дураков» также присутствует куча грехов и сова. Группа людей занимается чревоугодием. Изображение монахини, играющей на флейте, — это прямой укор церкви (с которой у Босха были особые отношения). Тем временем сова, спрятавшись, сидит на ветке дерева и наблюдает за человеческими пороками.
Сова — авторский мотив на картинах Босха. Мне кажется, что мы не можем найти сову на его картине, то явно что-то пошло не так.
🔮Предшественник сюрреализма
Причудливое воображение художника стало источником вдохновения для сюрреалистов, например, Сальвадор Дали изучал Босха, находясь под сильным влиянием его живописи и техники. Существует предположение, что скалистое образование, напоминающее лицо на знаменитой картине Дали «Великий мастурбатор», было вдохновлено похожей фигурой, изображенной в пейзаже на левой панели «Сада земных наслаждений».
Как вы думаете, это совпадение или все же реминисценция?