Я очень много думаю и пытаюсь понять, что нужно моему ребёнку, как не запутаться в этом мире и найти себя. Как не тратить время попусту, как избежать соблазнов в современном мире, как не скучать в одиночестве, как не бояться браться за любое дело.
В этой статье расскажу о труде ребёнка. Чем труд ребёнка отличается от труда взрослого. И почему важно не кричать и не раздражаться на ребёнка, когда у него не получается делать так, как делает взрослый.
Человеческая красота ярче всего раскрывается в труде.
Воспитываясь в деревенских условиях, я приучалась ко многим вещам с раннего детства. Несмотря на то что родители старались беречь нас от тяжёлой работы, труд стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Создав семью, именно я настояла на том, чтобы и мои дети жили в собственном доме, а не квартире. Одно из главных преимуществ частного дома- это наличие постоянной работы, независимо от времени года.
Детей должен окружать не только мир природы, но и мир труда, творчества и созидания.
Организовывая любой труд, нужно учитывать особенности духовного мира ребёнка на каждой ступени его умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития.
Все дела по дому я делаю вместе со своими детьми. Нет, мой ребёнок не выполняет идеально всю работу: полностью не вытирает пыль, пылесосит только крупные соринки, посуду моет, получая удовольствие от брызг, которые летят во все стороны. Всё это - ради удовольствия. Детям не важен итог или результат (вот что главное!). Им важен сам процесс. И сначала для них это - всего лишь игра. Игровой труд, так я это называю. И я хвалю своего ребёнка за то, что он взялся за эту работу. И выполняет ее так, как может. Где можно, я его исправляю, а где нет, я позже исправляю сама.
Каждая мама сама решает для себя, как ей лучше: сделать работу с детьми или позднее без детей.
Я всегда с ребёнком и вижу, что он делает работу лучше и лучше. С каждым годом. Зимой мы убираем снег. Осенью мы собираем листочки, грузим их в самосвал и отвозим их к яблоням, укрывая их на зиму. И яблоня благодарит его за это маминым голосом.
Конечно, мы делаем за день с ребёнком то, что я бы закончила за час, будучи одна. Но ребёнок растёт именно в этом трудовом процессе. В этой игре. Это куда важней. Завтра, послезавтра закончим. У нас ещё много дел. Надо полить растения из лейки. Надо посадить. Надо обрезать ветки. Он видит всю работу и знает ее.
Когда мы гуляем с ребёнком по улице, он сам выбирает, что хочет сделать у себя дома:
- Мам, давай это растение тоже посадим.
- Я хочу такой же цветок дома. Давай посадим.
Ребёнок в три года уже знает, что прежде чем посадить, нужно вспахать лопатой или мотоблоком. Что на зиму нужно укрывать, а что нет. С помощью одних книг и развивашек это не запомнится. Ведь намного лучше, когда ребёнок является участником всех процессов, а не потребителем книжной информации.
Может быть, поэтому многие дети так рвутся в деревни к бабушкам и дедушкам, потому что там есть простор для их детского воображения и фантазии. Нет ограничений «абзацами», нет книжных границ.
Почему для ребёнка не лучше, когда мама делает сама, за него и без него. Это то же самое, как со стороны наблюдать. Да даже хуже. Ребёнок чувствует, что у него не получается, раз мама не даёт ему делать. У ребёнка вырабатывается комплекс: у меня всё равно не получится, раз мама даже не даёт мне попробовать.
Часто сталкиваюсь с тем, что родители психуют и кричат на ребёнка, который искренне пытается помочь (но непроизвольно мешает взрослому). В следующий раз ребёнок попытается помочь ещё, а потом уже и вовсе перестанет пытаться. Просто угаснет в нём его стремление к труду. Родителям всем надо быть терпеливыми.
Когда мой ребёнок учился резать ножницами, я поняла, что сама недостаточно терпелива. И старалась гасить в себе своё нетерпение. Один раз я сказала ему:
– Как же ты плохо вырезал, не по пунктиру. Неужели нельзя сделать ровно. Испортил картинку.
Сын положил ножницы на стол и произнёс:
– Я больше не хочу резать.
Что я наделала? Я поняла, что он потерял интерес к этому делу. Но, конечно, он не потерял, потому что я это сказала всего лишь один раз, а потом исправилась и впредь не делала так больше.
Я сказала:
– Извини меня, у тебя так хорошо получается, ты такой маленький, а уже так хорошо вырезаешь. Видишь, как у тебя хорошо получается, с каждым днём всё лучше и лучше.
И правда, к трём годам он научился вырезать строго по пунктиру. Ему нравится это занятие.
Когда мы делаем поделки, я, конечно, хочу получить в итоге классную здоровую черепаху, а не «патологическую»: с наростами на панцире и разнорасположенными глазами. Но: тогда сама бери и делай (думаю я про себя). А сейчас дай волю ребёнку, пусть он получает удовольствие от процесса. И потом я смотрю на эту «больную» черепаху и понимаю, что она куда красивее всех черепах. Хоть и без головы: голова осталась в фантазиях моего сына, который мысленно создал ее.
Всегда нужно говорить себе в этих делах, что важнее: ребёнок или результат.
И это в любом труде.
Умственный труд ребёнка также отличается от умственного труда взрослого. Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, то никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой.
Отличие ребёнка - в его ЖЕЛАНИИ. У детей это желание огромное. У взрослых не так. Их нужно расталкивать: ну сходи, ну попробуй, поучись, создай, сделай. А ребёнка заставлять не надо: у него это стремление чему-то научиться и чем-то овладеть с рождения. Потому надо помогать, улучшать, развивать, хвалить, пробовать, поддерживать… лишь бы не угасало, а только разгоралось…
У меня в детстве не было возможностей заниматься в студиях: гончарное мастерство, рисование, танцы (сегодня очень много всего есть в городах) . Но на самом деле у меня было больше, я жила у самых истоков этих ремёсел. Мы ходили с мамой к мастерам, которые создавали валенки, лепили горшки из глины, вязали платки, занимались тарантасным ремеслом, плели корзины и лапти… Нас окружали художники, которых вдохновлял пейзаж вокруг нашей деревни. Мое детское развитие было в творчестве без нынешних развивашек. Так что дело не в наличии денег у родителей. У моих их не было.
Но мне некогда было скучать. Было много чего интересного, и появлялось все больше и больше вещей, которые меня затягивали. Играть в компьютерные игры или телефон не было времени. Да и как-то не хотелось. Увлекал сам процесс творческой работы.
И уже став взрослой, стала воспринимать любой труд как источник удовольствия. Я его не боюсь. Я с радостью работаю в огороде, с удовольствием убираюсь дома, делаю все домашние дела. И любая работа стала для меня творчеством. Потому я не устаю от неё.
Когда муж спрашивает меня, мол, когда ты отдыхать-то будешь, я искренне не понимаю и спрашиваю: а что я делала весь день?
Я многое беру из своего детства для воспитания своих детей. Почему? Потому что мое детство было очень счастливым. Того же я желаю и своим детям.