Мини-альбом 1984 года Garden of the Arcane Delights (что по-русски значит "Сад тайных наслаждений") - до поры до времени малоизвестный альбом одной из моих самых любимых групп - Dead Can Dance. И он стал для меня открытием! При моей давней любви к Dead Can Dance, ранний их, пост-панковый период я не очень ценю. Что одноимённый альбом, что Spleen and Ideal для меня лишь ученичество с их стороны, и если бы группа остановилась лишь на них, то это для меня была бы посредственная, хотя и интересная группа (как, например, колд-вейвовый ансамбль Pro Memoria, вполне незаслуженно канувший в Лету).
И между вышеназванными альбомами я по инерции пропустил Garden of the Arcane Delights. Нет, одну песню я знал и любил (о ней ниже), но почему-то дальше знакомство с материалом не продолжил. Альбом в целом звучит очень "пост-панково". Лиза Джеррард звучит особенно (как и на первом альбоме), будто она "сама себе на уме" (из-за этого у меня и возникает, наверное, неприятие ранних альбомов - она словно не в тему на них). Брендан Перри ещё не обладает таким широким диапазоном голоса, как впоследствии, но сама его манера пения, уверенная и спокойная, с тех пор не изменилась.
Музыкально Garden of the Arcane Delights выполнен в стиле дебютника и впоследствии при переиздании стал его бонус-трековой частью (оттого на некоторых файлах Youtube заставкой стоит обложка именно дебютника). Музыка очень похожа на тех же Joy Division, Bauhaus или The Cure, в то же время вокал Лизы Джеррард отсылает к творчеству Cocteau Twins. Любителям всех этих групп этот мини-альбом придётся по душе. В момент записи Dead Can Dance ещё были полноценной рок-группой (см. фото выше), лишь после его записи все, кроме Перри и Джеррард, покинут группу, превратив её тем самым в дуэт.
Теперь послушаем песни по отдельности.
1 Carnival of Light - блестящий номер, тот случай, когда вокал Лизы очень подходит к этому всему пост-панку. 5/5
Также есть прекрасная лайв-версия, отражающая тогдашнюю ипостась "танцующих мертвецов".
2 In Power We Entrust the Love Advocated - вот эту песню я как раз знал и очень ценил. Мелодия вокала, вплетённая в минималистичную гитару в стиле того самого пост-панка 80-ых (особенно прекрасную в конце - всего три ноты, а какой эффект!). Сама песня по атмосфере (согласно моему чисто субъективному мнению) напоминает Song to the Siren Тима Бакли. Нет слов, 5/5.
Имеется в наличии годная кавер-версия довольно интересной метал-группы The Gathering, которую не могу не прикрепить.
3 The Arcane - меньше всего запоминающийся трек на альбоме. Может, не будь предыдущих два, он бы выглядел выигрышнее, но после них не очень. 3/5
4 Flowers of the Sea - второй трек с вокалом Лизы Джеррард (в предыдущих двух солировал Брендан Перри), и вот это уже не пост-панк никакой, а то, к чему Dead Can Dance придут позже: никаких гитар, барабанов, басух только перкуссия, сантур (кажется сантур, но я не уверен). 4/5
Из бонус-треков, включенных в переиздание из числа живых выступлений на BBC, выделю инструментальную композицию, которая без названия и представляет из себя обыкновенный пост-панк (каким он и должен быть - гипнотическим, монотонным), следующую за ней Labour of Love - оба 5/5. Предпоследний бонус-трек Panacea на деле оказывается концертной версией In Power We Entrust the Love Advocated, так что к прослушиванию обязателен.
В целом альбому, вместе с бонус-треками, ставлю 5/5 за атмосферу и 4/5 за музыкальный материал. Рекомендую тем, кто любит атмосферный пост-панк и готик-рок, то есть слушать музыку в одиночестве. Не рекомендую массовому слушателю и в качестве фона на светских раутах.
Возможно, именно этот мини-альбом станет ключом для меня и для других к ранним Dead Can Dance. Может, кто-то именно с него и начнёт своё увлечение этими прекрасными музыкантами.
#postpunk #deadcandance