Вы беспокоитесь о своей фигуре? Она вызывает у вас досаду всякий раз, когда вы несете портнихе новое платье, чтобы где-то его ушить, а где-то расшить? Но вы уже с этим смирились, ведь подобрать что-то приличное без переделки невозможно: у вас «проблемная» фигура, и вы не попадаете в размерную сетку. «Ох, как не повезло с генетикой», — в тысячный раз вздыхаете вы, а очередной продавец, стараясь быть тактичным, называет вашу фигуру «нестандартной». За что наше тело получает такие ярлыки и почему мы часто им недовольны?
Среди обилия современных научных исследований есть направление, получившее название «исследование телесности» (body studies). В нем предлагаются разные подходы для изучения человеческого тела и разрабатываются теории, чтобы лучше понять его и отношение к нему как со стороны самого индивида, так и общества в целом. Если выделить наиболее общие черты этих теорий, то наше тело условно делится на два: «природное тело» и «социокультурное тело». Сегодня я остановлюсь на «природном теле» женщины.
Что такое «природное тело» и его типологизация
«Природное тело» — это наша телесная конституция. Она состоит из особенностей скелетного строения, мышечной массы, жировых прослоек, нервной системы и других генетически унаследованных и устойчивых во времени признаков, определяющих своеобразие нашего индивидуального развития. На понятии конституции и ее типологизации выстраиваются способы и схемы оказания медицинской помощи, проведения лечебных, восстановительных и профилактических процедур, физических тренировок, наложения макияжа, подбора прически и гардероба, составляется размерный ряд для моделирования и пошива одежды и т.д.
«За всю историю конституциологии было предложено множество схем для определения соматического типа человека. В основу классификаций типов телосложения положены либо внешние признаки, либо количественные различия в содержании жировой, мышечной и костной тканей, либо различные проявления пропорциональности телосложения. Предложенная И.Б. Галантом (1927) схема типов женских конституций признана самой удачной. Эта схема состоит из трех групп с семью подвидами. В основе деления на группы лежат габаритный показатель — рост, и компонентный состав тела. Каждому типу, по мнению Галанта, свойственны определенные эндокринные и нервно-вегетативные особенности», — утверждают доктор медицинских наук Валентина Сергеевна Гладкая и кандидат медицинских наук Людмила Ильинична Вериго.
Прислушаемся к мнению специалистов и посмотрим, какие типы женского телосложения выделяет советский профессор медицины Иван Борисович Галант.
На рисунке ниже представлены семь типов женских конституций: 1) астенический, 2) стенопластический, 3) пикнический,
4) мезопластический, 5) эурипластический, 6) субатлетический,
7) атлетический.
Как видите, с точки зрения биологии женская телесность разнородна и вариативна. Притом что представленная схема не охватывает всего многообразия форм женского тела, ведь для живых, реальных женщин характерно большое количество смешанных типов телосложения. У каждой женщины своя костная структура, свой уровень жировой ткани, степень развития мускулатуры, своя форма грудной клетки и живота и т.д. То есть «природное тело» каждой женщины своеобразно и неповторимо и могло бы в полной мере отражать уникальность ее личности. Но что-то мешает идиллии между женщиной и ее «природным телом».
Почему женщины осуждают свое «природное тело»
Женское «природное тело», выражаясь метафорически, это загрунтованный и натянутый на подрамник холст, полностью готовый к нанесению красок, и очарование картины не должно было бы зависеть от ее размера, веса, формы. Есть одно «но»: писать на этом живом холсте начинает не сама женщина, а общество и культура, в которых она родилась и воспитывалась. Картина пишется по жестким, устоявшимся канонам, игнорируя любую уникальность. Например, если в обществе идеалом красоты является полнота, то девочку / девушку, невзирая на ее генетическую предрасположенность, будут раскармливать. Или наоборот, меньше кормить, чтобы не поправлялась, если у нее есть наследственная склонность к лишнему весу, а канон красоты требует худобу и стройность.
Постепенно «природное тело» теряется под слоями красок, нанесенных другими людьми, и когда женщина уже может писать на нем сама, то сталкивается лишь с пластами чужой «мазни». А еще с четкой расстановкой ценностных приоритетов: «природное тело» — плохое, а то, что с ним сделали, — это хорошо; всё, что уникально и не вписывается в каноны, — плохое, а всё, что стандартизировано, — хорошее. Как следствие, женщина часто некритически воспроизводит эту систему ценностей, и ее «природное тело», с которым ей либо повезло, т.е. оно близко к культурным канонам, либо нет, одним из первых попадает под раздачу. Признать уникальность, нестандартность, неудобность своей телесной конституции бывает намного сложнее, чем сетовать на «неудачную наследственность».
Что можно сделать
Не рассматривать «природное тело» как удачное или неудачное, красивое или некрасивое, лучшее или худшее, как награду или наказание. Оно просто есть, оно просто дано нам в наследство от многих поколений наших предков, и мы не в силах повлиять на то, с каким генетически запрограммированным телом нам родиться. Зато вполне можем сделать из него уникальную картину, даже если потратим годы на то, чтобы ее переписать.
Настроиться на то, чтобы иначе взглянуть на свое «природное тело», помогут слова американского профессора анатомии и репродуктивной биологии Милтона Даймонда, вынесенные в название статьи:
«Природа любит разнообразие. К сожалению, общество его ненавидит».
Надежда Ершова
О культурной норме, заставляющей женщину чувствовать свое "природное тело" чужим и "нехорошим", можно прочитать в статье
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!