Многие, но не все знают о гарамантах — загадочном населении Сахары. Они всегда были известны, как грабители. Тацит рассказывает, что их воинственный пыл обращался не только против чернокожего населения Африки. Хорошо зная дорогу к заливам Сирта, они совершали свои набеги и, подобно саранче, обрушивались на богатые финикийские и римские города африканского средиземноморского побережья, грабили и разрушали их.
Из некоторых могил гарамантов в уэде Эль-Аджаль было извлечено на свет множество костей животных, несомненно попавших сюда после погребальной трапезы. В гробницах находили также домашнюю утварь: сосуды из прозрачного стекла с высеченным или нарисованным орнаментом; из гладкого ила выпуклого цветного стекла, из обожжённой глины, напоминающие керамику из Ареция. На амфорах для вина и масла и на их обломках видны римские, пунические и ливийские знаки.
В Уаддане, в оазисе Ад-Джофра, на вершине холма в октябре 1929 года нашли клад, состоявший из небольших золотых предметов общим весом три килограмма. Среди них 101 кольцо, 9 пряжек, 1 спираль, 4 браслета и 10 маленьких идолов, одиночных и парных. Учитывая довольно примитивную технику выплавки золота, есть основание говорить о вещах, привезенных гарамантами из финикийских факторий на Ливийском побережье.
Благодаря этим личным предметам, найденным в могилах гарамантов, удалось восстановить ту атмосферу, в котором протекала их жизнь. И она, оказывается, была совсем не такой, какой ее себе представляли исследователи.
У гарамантов существовал древний обычай предоставлять право убежища любому беглецу, не спрашивая у него, откуда он и почему скрывается. Неудивительно, что пристанище в царстве гарамантов искали и солдаты, дезертировавшие из карфагенских и берберских войск, и бандиты, и беглые преступники. Они вливались в ряды гарамантов, совершавших грабительские набеги. Все караванные пути, проходившие через Центральную Сахару и соединявшие берег Средиземного моря с Суданом, находились под контролем колесниц и кавалерии гарамантов. Гарамантам удалось монополизировать значительную часть торговли экзотическими товарами, основными потребителями которых были Карфаген и Рим. Однако караваны, платившие им за проезд пошлину, они обеспечивали проводниками и охраной.
Основным занятием гарамантов было разведение крупного рогатого скота и овец; они вели пастушеский, полукочевой образ жизни и довольствовались небольшими палатками из шкур и переносными хижинами. Такие же хижины составляли их военные лагеря. Благодаря тому, что они легко разбирались и перевозились на вьючных животных, передвижения воинов-гарамантов были молниеносны, а действия внезапны. Чтобы еще больше выиграть время, они нередко ставили на повозку целую хижину. Только мертвые получали право на постоянное и просторное жилье. Вот почему после гарамантов остались монументальные некрополи, но нет никаких следов каменных поселений, если не считать невысоких построек в Гараме.
Единственным местным видом ремесла было гончарное производство. Женщины изготовляли сосуды черного и красного цветов, украшая их линейным орнаментом. По форме и орнаменту эти сосуды удивительно сходны с теми, что изготовлялись в Восточном Средиземноморье в бронзовом веке, известными главным образом по раскопкам на Крите, Мальте, в Сицилии, Сардинии, в жилищах и храмах, относящихся к той же эпохе.
Мыслимое ли дело — говорить о классической Античности применительно к тропической Африке? Весь Африканский регион, за исключением долины Нила, лишь в малой степени подвергся влиянию великих цивилизаций Средиземноморья.
Всё дело было в выгоде — есть ли она, если ты преодолеешь пески Сахары и какова она. Ведь читать забавные легенды о том, что за земли находятся дальше Сахары одно, а пойти туда — совсем другое. Многие же названия из этих забавных легенд значились вплоть до XIX века — на картах мира как наследие «темных веков». Не так уж это легко и быстро — восстановить морские и наземные торговые пути и ознакомиться с политикой африканских государств доколониального периода.
Некоторые ученые без тени сомнения принимают на веру очень подозрительные тексты, выдвигают невероятные, неправдоподобные гипотезы, не потрудившись проверить факты, поискать ошибки и неточности. Литература по тропической Африке насыщена очерками, которые вместо того, чтобы помочь познанию отдаленного прошлого континента, увековечивают и умножают погрешности, для искоренения которых потребуются десятки лет. Но в распоряжении ученых есть надежный способ проверить спорные моменты — археология.
Оловянные шахты плато Баучи (Нигерия) подарили миру статуэтки и памятники гончарного ремесла изысканнейшего из искусств — культуры Нок, а в Нубии и Абиссинии к сегодняшнему дню изучены многие античные памятники, которые доказывают, что культуры этих стран были заимствованы — нубийская у фараоновского Египта, а абиссинская у доисламской Южной Аравии.
Классической античности в тропической Африке, конечно, мало, но она есть. Но чтобы открыть её миру, нужно много фальшивого и наносного отделить от настоящего и подлинного, а это займет много времени, что может быть связано со многими ошибками, и не только в датировке.