Найти тему

Нечистая сила советского кинематографа.

Оглавление

Здравствуйте всем, сегодня вспомним человека, который подарил нам детские образы злодеев, но не только их он воплотил в жизнь, ему было бы 119 лет, жаль столько не живут.

снова некролог
снова некролог

Догадались о ком я?

Георгий Францевич Милляр.

Удивительно, что сегодня день рождение ещё у одной актрисы, которая подарила образ черепахи Тортилы, Екатерина Васильевна Зелёная (Рина Зелёная) – 7 ноября 1901 года.

Георгий Францевич родился в Москве 7 ноября 1903 года. Семья не бедствовала, мальчика воспитывали гувернантки, он изучал языки, музыку и много читал.

В период Первой мировой войны семья решила перебраться в Геленджик, отца не стала еще в 1906 году.

В семь лет Милляр впервые пробует исполнить роль Мефистофеля из «Фауста», наносит грим, вживается в роль, но родственники не испугались, как он надеялся, а засмеялись.

После 1917 года стало плохо, имущество отобрали, они ютились в одной из комнат своей квартиры, которую сделали коммунальной.

Из воспоминаний актёра: «Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром».

После школы его приняли на работу в местный театр бутафором. Из-за болезни исполнительницы Золушки решили попробовать Георгия Францевича и он не подвёл. Его сделали ведущим актёром театра.

В 1924 году уже известный провинциальный актёр поступает в Школу юниоров при Московском театре Революции.

Из воспоминаний актёра: «По своим психофизическим данным я был тяжёлым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… Консилиум педагогов долго не мог предрешить исхода ни «за», ни «против», и поэтому меня не выгоняли…».

Сразу после выпуска его пригласили в Московский театр Революции, где актер работал более 10 лет.

Успех в театре был, но карьера в кино пока не шла.

Он обращался на киностудию, даже к Александру Роу (в дальнейшем будет снимать его в каждом своём фильме), но безрезультатно. Как и многие начинающие актёры кино, начал с эпизодов.

В 1938 году Александр Роу снял сказку По щучьему веленью, где нашему герою выдалось сыграть царя Гороха.

Все же помнят эту сказку?

Жил Емеля и ничего не нажил. Однажды поймал щуку и отпустил, она ему исполняла желания в благодарность. В государстве правил царь Горох, у него была дочь – царевна Несмеяна. Царь дал приказ, кто рассмешит, тот женится на дочери.

Милляр всегда готовился к роле основательно, для этого образа он сбрить брови и волосы на голове, домашние были в шоке, делился позже воспоминаниями актёр.

Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и все ждали новых подобных работ.

Через год появился образ Бабы Яги, как он говорил любимый, в сказке Василиса Прекрасная, 1939 г., где он сыграл еще старика и гусляра.

Напоминать сюжет не буду, все его знают, про трех сыновей в поле со стрелами ищущих жен и младшем Иване с лягушкой.

Вы знали, что на роль Бабы Яги пробовалась Фаина Раневская, но наш герой со словами: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю», выиграл в этой гонке за роль.

Как и раньше он детально прорабатывал образ, следил за тем как двигаются и разговаривают пожилые женщины.

Из воспоминаний актёра: «Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Образ подсказала женщина из Ялты, которая пасла коз.

Из воспоминаний актёра: «Коз пасла на Чайной горке. На Бабу-ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой».

Как вы все помните образ Бабы Яги не раз будет еще воплощен актёром, в таких работах как Морозко, 1963 г., Огонь, вода и… медные трубы, 1967 г., Золотые рога, 1972 г.

Еще один образ злодея, это Кащей Бессмертный, впервые в фильме Кащей Бессмертный, 1944 г., позднее в Огонь, вода и… медные трубы, 1967 г.

Вы знали, что
1. играл он эту роль будучи болен малярией, он весил 48 кг.
2. многие увидели в образе злодея воплощение Гитлера.

Из воспоминаний актёра: «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная».

Каких только злодеев он не сыграл в сказке, не зря он говорил: «Я работаю в области сказок, я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе».

Давайте вспомним еще яркие образы актёра:

Квак в Марья-искусница, 1959 г.,

Чёрта в Вечера на хуторе близ Диканьки, 1961 г.,

Наиглавнейший церемониймейстер, возчик и вдовствующая королева в Королевство кривых зеркал, 1963 г.,

Наимудрейший в Волшебная лампа Аладдина, 1966 г.,

царь Чудо-Юдо в Варвара-краса, длинная коса, 1969 г..

Союз режиссера и актёра перерос в дружбу, он снимал его во всех работал и не только в одной роли. Это конечно было хорошо, но сделало его рабом, в том плане, что он понимал, без Роу у него карьера пойдет на спад, что и вышло.

Он мечтал сняться в серьезном кино, сыграть Суворова, Вольтера, но стал заложником сказочных образов, хотя у него и есть эпизодические роли в кино.

Из воспоминаний актёра: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чём я, грешный, мечтаю».

Первое что пришло в голову это роль папаши Эбенезер Дорсетта в картине Деловые люди, 1962 г..

Была еще эпизодическая роль в другом фильме Гайдая Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 1966 г. – гостеприимный старик Марим.

А вы знали, что он не раз играл немца?

Первый раз в фильме Новые похождения Швейка, 1943 г., позднее в картинах Смелые люди, 1950 г., Судьба человека, 1959 г..

Был даже пленным французом по имени Морель в фильме Война и мир, 1967 г.

Все чаще были роли стариков, «Правда, уже педагоги во время учебы поначалу относились к новому студенту настороженно: у Милляра была не очень обычная внешность. Более того — у него была ужасная дикция. Однако и то и другое позже пригодилось неимоверно. Режиссеры поняли, как можно использовать эти недостатки — играть стариков и уродцев».

Он подарил свой голос многим героям мультфильмов, вот одни из них: Царь – Конёк-Горбунок, 1947 г., Леший – Новогодняя ночь, 1948 г., царь Андрос – Чудо-мельница, 1950 г., Баба Яга – Царевна-Лягушка, 1954 г., Козёл- Козёл-музыкант, 1954 г., господин Миллион - Миллион в мешке, 1956 г., барабанщик – В некотором царстве, 1957 г., Дракон – Скоро будет дождь, 1959 г., сыщик Моркоу, дядюшка Черника и один из сплетников – Чиполлино, 1961 г., Марабу - Про бегемота, который боялся прививок, 1966 г., шут - Фока — на все руки дока, 1972 г., милиционер Караулькин – Незнайка в Солнечном городе, 1977 г., эмирский шпион – Ходжа Насреддин (фильм первый), 1982 г. (кстати Бекмамбетов снимал сериал и мультфильм).

Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив до своего 90-летия. Причиной смерти стали осложнения от пневмонии.

Среди его вещей, после смерти нашли небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:

«А, наверное, было бы здорово,

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти».

Не получилось, но мы будем любить его образы злодеев из сказок, их превзойти не выйдет никому.

Какая роль Милляра нравится вам? Как считаете вы, смог ли он сыграть роль, о которой мечтал?

Делитесь мнениями в комментариях, всегда интересно узнать мнение других людей и не забывайте подписываться.

#георгий милляр #баба яга #кащей бессмертный #советские сказки #озвучка #эпизодические роли #черт #актёр кино #жизнь знаменитых