Найти тему
Gevorg S.

Проводки по налогам

 Дт 70 Кт 51 – начислен и удержан налог на доходы физических лиц. 

 Дт 68 Кт 51 – перечислен НДФЛ. 

 Дт 70 Кт 69 – удержания в фонд социального страхования. 

 Дт 70 Кт 73 – удержания из зарплаты виновного лица суммы недостачи. 

 Дт 70 Кт 76 – удержания по исполнительным документам. 

 Дт 76 Кт 50 (51) – выплата по исполнительным документам. 

 ПРОВОДКИ ПО ЗП

 Дт 91-2 Кт 73 – Начислены компенсационные выплаты работникам, производимые организацией за нарушение сроков выплаты заработной платы. 

 Дт 73 Кт 50 – Отражена выдача компенсации из кассы. 

 Дт 73 Кт 51 – Перечислена компенсация с расчетного счета организации на карточки работников. 

 ПРОВОДКИ ПО КАПИТАЛАМ

 Дт 01 Кт 80 – отражение стоимости поступивших основных средств в качестве вклада в уставный капитал. 

 Дт 03,07,10,21 Кт 80 – принятие к учету основных средств, оборудования, материалов, полуфабрикатов. 

 Дт 41, 43 Кт 80 – принятие к учету товаров, готовой продукции в качестве вклада в уставный капитал. 

 Дт 75 Кт 80 – внесение учредителями вкладов в уставный капитал. 

 Дт 82, 83 Кт 80 – средства резервного, добавочного капитала направлены на увеличение уставного капитала. 

 Дт 84 Кт 80 – увеличение уставного капитала за счет средств нераспределённой прибыль. 

 Дт 84 Кт 82 – нераспределенная прибыль прошлого года направлена на увеличение резервного капитала. 

 Дт 82 Кт 80 – средства резервного капитала направлены на увеличение уставного капитала. 

 Дт 82 Кт 84 – средства резервного капитала направленны на покрытие убытков. 

 Дт 82 Кт 75 – списано превышение выкупной стоимости акций над их номинальной стоимостью. 

 Дт 82 Кт 75-2 – начислены дивиденды акционерам за счет средств резервного капитала. 

 Дт 01, 04 Кт 83 – увеличение добавочного капитала за счет дооценки стоимости объекта основных средств, нематериального актива. 

 Дт 02 Кт 83 – увеличение добавочного капитала за счет амортизации объекта основных средств. 

 Дт 84 Кт 83 – чистая прибыль направлена на увеличение добавочного капитала. 

  Дт 83 Кт 01 – уменьшение добавочного капитала за счет переоценки объекта основных средств. 

 Дт 83 Кт 75 – распределение добавочного капитала между участниками. 

 Дт 83 Кт 80 – добавочный капитал направлен на увеличение уставного капитала. 

 Дт 83 Кт 84 – списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств. 

 Дт 75 Кт 84 – погашение собственниками убытка за свой счет. 

 Дт 80 Кт 84 – уменьшение уставного капитала до суммы чистых активов. 

 Дт 82 Кт 84 – средства резервного капитала направлены на покрытие убытка. 

 Дт 99 Кт 84 –списана чистая прибыль отчетного года. 

 Дт 84 Кт 01 – отражена уценка основного средства. 

 Дт 84 Кт 51 – перечисление денежных средств за счет чистой прибыли на основании выписки банка. 

 Дт 84 Кт 70 – начисление дивидендов учредителям, являющимися работниками организации. 

 Дт 84 Кт 75-2 – начислены дивиденды учредителям за счет нераспределенной прибыли. 

 Дт 84 Кт 80 – увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. 

 Дт 84 Кт 82 – нераспределенная прибыль прошлого года направлена на увеличение резервного капитала. 

 Дт 84 Кт 83– чистая прибыль направлена на увеличение добавочного капитала. 

 Дт 84 Кт 99 – (выявлен непокрытый убыток) учтен итоговый убыток. 

 Дт 84 Кт 69-1 – начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 

 ИНВ-ЦИЯ

 Дт 94 Кт 01– выявлена недостача объекта основных средств. 

 Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача ОС на виновное лицо. 

 Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом. 

 Дт 91-2 Кт 94 – недостача ОС списана на расходы при отсутствии виновных лиц. 

 Дт 01 Кт 91 – выявлен излишек объектов основных средств.

 Дт 08 Кт 94, Дт 04 Кт 08 – отражены по рыночной стоимости излишки НМА, ранее не учтенные в бухучете. 

 Дт 05 Кт 04, Дт 94 Кт 04 – списаны недостающие НМА. 

 Дт 91-2 Кт 94 –недостача НМА списана на расходы при отсутствии виновных лиц. 

 Дт 73-2 Кт 94 – недостача списана за счет виновных лиц. 

 Дт 94 Кт 10, 41, 43 – выявлена недостача материалов, товаров, готовой продукции. 

 Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 94 – списана недостача ТМЦ в пределах норм естественной убыли

 На издержки производства, расходы. 

 Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача ТМЦ на виновное лицо. 

 Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом. 

 Дт 91-2 Кт 94 – недостача ТМЦ списана на расходы при отсутствии виновных лиц. 

 Дт 10, 41, 43 Кт 91-1 –выявлен излишек материалов, товаров, готовой продукции. 

 Дт 94 Кт 58 – выявлена недостача финансовых вложений по балансовой стоимости. 

 Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача финансовых вложений на виновное лицо. 

 Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом. 

 Дт 91-2 Кт 94 – недостача финансовых вложений списана на расходы при отсутствии виновных лиц. 

 Дт 58 Кт 91-1 – выявлены неучтенные финансовые вложения по рыночной стоимости. 

 Дт 60 (62, 76) Кт 91-1 – списание кредиторских обязательств, по которым истек срок исковой давности. 

 Дт 91-2 Кт 60 (62, 76) – списание дебиторских долгов, по которым истек срок исковой давности

1. Учет добавочного капитала

Образуется за счет увеличения стоимости имущества предприятия в результате переоценки, безвозмездно полученных ценностей и эмиссионного дохода, который в акционерных обществах образуется при реализации акций (разница между фактической и номинальной стоимостью акций).

Расходуют на погашение сумм снижения стоимости имущества, безвозмездную передачу имущества другим предприятиям, а также на покрытие разницы в ценах при продаже акций по более низким ценам (ниже номинала).

В плане счетов обозначается счетом 83 «Добавочный капитал» и является пассивным - сальдо по кредиту, т.е. оборот по кредиту отражает увеличение, а по дебету уменьшение.

ПРОВОДКИ:

Дт 01, 04 Кт 83 – увеличение добавочного капитала за счет дооценки стоимости объекта основных средств, нематериального актива.

Дт 02 Кт 83 – увеличение добавочного капитала за счет амортизации объекта основных средств.

Дт 84 Кт 83 – чистая прибыль направлена на увеличение добавочного капитала.

 Дт 83 Кт 01 – уменьшение добавочного капитала за счет переоценки объекта основных средств.

Дт 83 Кт 75 – распределение добавочного капитала между участниками.

Дт 83 Кт 80 – добавочный капитал направлен на увеличение уставного капитала.

Дт 83 Кт 84 – списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств.

2. Учет резервного капитала

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством.

Для покрытия непредвиденных расходов и понесенных затрат в соответствии с учредительными документами резервный капитал создается и другими организациями по их усмотрению. 

Для учета резервного капитала используется счет 82 «Резервный капитал» – пассивный, балансовый. Оборот по кредиту - увеличение, оборот по дебиту - уменьшение.

Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может составлять менее 5 % от чистой прибыли общества.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

ПРОВОДКИ:

Дт 84 Кт 82 – нераспределенная прибыль прошлого года направлена на увеличение резервного капитала.

Дт 82 Кт 80 – средства резервного капитала направлены на увеличение уставного капитала.

Дт 82 Кт 84 – средства резервного капитала направленны на покрытие убытков.  

Дт 82 Кт 75 – списано превышение выкупной стоимости акций над их номинальной стоимостью.

Дт 82 Кт 75-2 – начислены дивиденды акционерам за счет средств резервного капитала. 

3. Учет уставного капитала 

Уставный капитал – это стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями при создании предприятия для деятельности, указанной в учредительных документах. 

Объем уставного капитала характеризует величину инвестированных средств, поэтому прирост средств предприятия в результате его эффективной деятельности на объем уставного капитала не влияет.

Учет уставного капитала ведется на пассивном фондовом счете 81 «Уставный капитал».

По дебету - уменьшение уставного капитала для покрытия за его счет убытков, выхода из фирмы кого-либо из участников или полной ликвидации предприятия. По кредиту - увеличение уставного капитала.

ПРОВОДКИ:

Дт 01 Кт 80 – отражение стоимости поступивших основных средств в качестве вклада в уставный капитал.

Дт 03,07,10,21 Кт 80 – принятие к учету основных средств, оборудования, материалов, полуфабрикатов.

Дт 41, 43 Кт 80 – принятие к учету товаров, готовой продукции в качестве вклада в уставный капитал.

Дт 75 Кт 80 – внесение учредителями вкладов в уставный капитал.

Дт 82, 83 Кт 80 – средства резервного, добавочного капитала направлены на увеличение уставного капитала.

Дт 84 Кт 80 – увеличение уставного капитала за счет средств нераспределённой прибыль.

4. Порядок проведения инвентаризации основных средств

Проводят не менее 1 раза в год и не ранее 1 октября отчетного года. 

Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды – один раз в пять лет по состоянию на 1 декабря. Животных нужно инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчетного года).

Количество и сроки инвентаризаций определяются на предприятии руководителем хозяйства, кроме случаев, когда ее проведение обязательно, и фиксируются в учетной политике.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при сдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении факторов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации и других случаях.

Выделяют 3 основных этапа проведения инвентаризации:

• В организации должна быть создана инвентаризационная комиссия, состав которой руководитель компании утверждает в приказе о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.

• Комиссия в ходе инвентаризации осматривает ОС и фиксирует в описи по форме ИНВ-1 название ОС, назначение, инвентарные номера и основные показатели объекта (ИНВ-1а для НМА).

• Выявляются расхождения между фактическими и учетными данными. Расхождения между данными бухучета и фактическим состоянием ОС и НМА, зафиксированные в ИНВ-1 и ИНВ-1а, отражаются в сличительной ведомости по форме ИНВ-18, в том числе причины возникновения с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель предприятия.

При инвентаризации основных средств проверяют наличие и правильность заполнения инвентарных карточек, книг учета основных средств, инвентаризационных описей, инвентарных списков. 

Все документы составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии в отдельности по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объектов. Один экземпляр передается в бухгалтерию, другой остается у материально ответственного лица.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне хозяйства, проверяются по документам, подтверждающим их действительное местонахождение.

ПРОВОДКИ:

Дт 94 Кт 01– выявлена недостача объекта основных средств.

Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача ОС на виновное лицо.

Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом.

Дт 91-2 Кт 94 – недостача ОС списана на расходы при отсутствии виновных лиц.

Дт 01 Кт 91 – выявлен излишек объектов основных средств.

5. Порядок проведения инвентаризации нематериальных активов(почти как ос)

ПРОВОДКИ:

Дт 08 Кт 94, Дт 04 Кт 08 – отражены по рыночной стоимости излишки НМА, ранее не учтенные в бухучете.

Дт 05 Кт 04, Дт 94 Кт 04 – списаны недостающие НМА.

Дт 91-2 Кт 94 –недостача НМА списана на расходы при отсутствии виновных лиц.

Дт 73-2 Кт 94 – недостача списана за счет виновных лиц.

6.Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

До начала инвентаризации следует определить:

* список должностных лиц, которые будут проверять наличие ТМЦ;

*срок, в который должна быть проведена инвентаризация;

*конкретные причины проведения инвентаризации.

Вся эта информация должна быть отражена в приказе ИНВ-22 об инвентаризации товарно-материальных ценностей.

В ходе инвентаризации комиссия осуществляет подсчет, определение веса, измерение товарно-материальных ценностей.

Информация о результатах, установленных при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, оформляется в инвентаризационной описи. Унифицированная форма такой описи ИНВ-3 утверждена Госкомстатом.

По результатам проверки отражению в инвентаризационной описи подлежат: производственные запасы, готовая продукция, товары и прочие запасы.

Указанная информация конкретизируется путем отражения следующих сведений: наименования ценностей, вида, группы товарно-материальных ценностей, количества таких ценностей, сорта и т.п.

ПРОВОДКИ:

Дт 94 Кт 10, 41, 43 – выявлена недостача материалов, товаров, готовой продукции.

Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 94 – списана недостача ТМЦ в пределах норм естественной убыли на издержки производства, расходы.

Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача ТМЦ на виновное лицо.

Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом.

Дт 91-2 Кт 94 – недостача ТМЦ списана на расходы при отсутствии виновных лиц.

Дт 10, 41, 43 Кт 91-1 –выявлен излишек материалов, товаров, готовой продукции.

7. Классификация и учет численности персонала

Трудовые ресурсы организации определяются численностью работников, их составом и квалификацией. Определяя общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, предприятие исходит из того, чтобы контингент работающих в полной мере соответствовал характеру и объёму выполняемых работ.

Показатель численности персонала в первую очередь является объектом оперативного учёта и статистического обобщения. Данный показатель связан с учётом труда и его оплатой.

На каждого принятого работника отдел управления персоналом заводит личную карточку (ф. Т-2), в которой указываются основные данные работника (возраст, трудовой стаж, профессия, разряд и др.). В дальнейшем в карточке регистрируются все изменения в его работе на данном предприятии (установление нового оклада, изменение должности и др.)

Личные карточки группируются по цехам, отделам и другим структурным подразделениям в алфавитном порядке по фамилиям работников. На основании данных личных карточек отдел кадров ведёт учёт изменений численности и состава работников.

Каждому прибывшему сотруднику присваивается табельный номер, который проставляется во всех регистрах по учёту личного состава и в первичных документах по начислению заработной платы.

Табельный учёт охватывает всех работников организации. Его сущность состоит в ежедневной регистрации явки на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

По каждому табельному номеру, т.е. на каждого работающего, бухгалтерия открывает лицевой счёт (ф. Т-54). Это основной документ аналитического учёта, в котором за каждый месяц в отдельности регистрируются все сведения о суммах начисленной заработной платы по её видам, поощрения, компенсация, удержания и вычеты, суммы к выдаче. Основанием для заполнения лицевых счетов являются табели учёта использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, наряды-заказы на выполненные работы, листки о временной нетрудоспособности, приказы (распоряжения) о выплате премий, оказании материальной помощи, исполнительные документы, поступившие в организацию и пр. На основании этих документов в лицевом счёте фиксируется количество отработанных часов, дней и прочие справочные данные, которые используются для расчёта заработной платы, обеспечивая достоверность этих расчётов.

Классификация персонала является основой правильной организации учета труда и его оплаты. По продолжительности работы в организации, согласно трудовым договорам, персонал подразделяют на три группы:

* Постоянный (численность) - работники, принятые на работу без указания срока;

* Временный - работники, принятые на определённый срок работы, как правило, для замещения временно отсутствующих работников;

* Сезонный - работники, принятые для выполнения работ сезонного характера.

Общая численность работников этих групп представляет собой списочное наличие персонала предприятия. Списочный состав организации фиксирует количество работников, зарегистрированных на каждую отдельную дату, поэтому он постоянно меняется.

8. Формы, системы и виды оплаты труда

ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА:

Основная заработная плата. Начисляется работнику в зависимости от отработанного времени, количества и качества выполненной работы, тарифной ставке или окладам, оплата по сдельным расценкам, премиальные выплаты, доплаты за особые условия работы (работа в ночное время, бригадирские надбавки, компенсация простоев не по вине работника и т.п.); 

Дополнительная заработная плата включает в себя выплаты за неотработанное время, которые регулируются на законодательном уровне (оплата отпусков, перерывов для кормящих матерей, льготного времени работы несовершеннолетних, оплата неиспользованного отпуска и т.д.) 

ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА:

Повременная: простая и повременно-премиальная.

Сдельная: прямая, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная.

СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА:

Тарифная, бестарифная, смешанная.

 9. Порядок проведения инвентаризации денежных средств

Итоги инвентаризации финансовых вложений отражают в инвентаризационных описях ИНВ-15 для наличных денежных средств и ИНВ-16 для ценных бумаг и бланков строгой отчетности.

ПРОВОДКИ:

Дт 94 Кт 58 – выявлена недостача финансовых вложений по балансовой стоимости. 

Дт 73-2 Кт 94 – списана недостача финансовых вложений на виновное лицо.

Дт 50,70 Кт 73-2 – погашена заложенность по недостаче виновным лицом.

Дт 91-2 Кт 94 – недостача финансовых вложений списана на расходы при отсутствии виновных лиц.

Дт 58 Кт 91-1 – выявлены неучтенные финансовые вложения по рыночной стоимости.

11ми 12. Порядок проведения инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов может проводиться в рамках ежегодной инвентаризации в конце года. В этом случае отдельный приказ о проведении инвентаризации расчетов не нужен. А вот если руководитель принял решение провести внеплановую инвентаризацию расчетов по состоянию на определенную дату, к примеру, в связи со сменой бухгалтера по расчетам или в связи с необходимостью провести сверку с контрагентами, то необходимо издать отдельный приказ о проведении инвентаризации расчетов.

Приказ на инвентаризацию расчетов с контрагентами (образец) мы приводить не будем, поскольку можно воспользоваться унифицированной формой приказа о проведении инвентаризации ИНВ-22 (утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88).

В ходе инвентаризации расчетов могут проверяться дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам расчетов или выборочно в зависимости от целей проверки:

• 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

• 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

• 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

• 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

13. Учет чрезвычайных доходов и расходов

Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности предприятия (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).

Согласно ГК РФ, чрезвычайными обстоятельствами не являются:

нарушение своих обязанностей партнерами предприятия;

отсутствие на рынке необходимых предприятию материально-производственных запасов;

отсутствие у предприятия денежных средств

Чрезвычайные расходы- это затраты, возникшие в результате чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они упоминаются в Налоговом кодексе РФ.

14 Порядок проведения инвентаризации кредиторской задолженности

Инвентаризация задолженности, равно как и расчетов, проводится путем проверки обоснованности отражения соответствующих сумм на счетах бухгалтерского учета.

Очевидно, что для проведения такой проверки в состав соответствующей комиссии должны входить сотрудники, обладающие необходимыми знаниями, навыками и квалификацией, например:

• работник администрации предприятия;

• главный бухгалтер;

• бухгалтер;

• экономист;

• внутренний или внешний аудитор

Проведение проверки обязательств начинается с заполнения справки, прилагаемой к бланку № ИНВ-17, которая оформляется в разрезе синтетических счетов бухучета. Именно данный документ является основанием для внесения записей в указанную выше форму акта.

Важно помнить, что инвентаризация кредитов и займов проводится и оформляется в том же ключе, что и сверка дебиторской и кредиторской задолженности.

Помимо вышеназванных объектов проверке также могут быть подвергнуты:

• отчисления в пользу продавцов;

• расчеты с покупателями;

Для надлежащего оформления инвентаризации организация должна заполнить и подписать форму № ИНВ-17 и справку, прилагаемую к ней. Предприятию следует учитывать, что необходимым является наличие всех первичных документов, послуживших основанием для возникновения обязательств. Суммы задолженности перед кредиторами и дебиторами могут подтверждаться договорами, соглашениями, приказами и распоряжениями руководства о выплате или выдаче денежных средств.

15 Учет нераспределенной прибыли

Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, выявленная в бухгалтерском учете по результатам отчетного года, утверждается годовым собранием собственников предприятия,

Финансовым результатом предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является прибыль или убыток. Прибыль выступает источником, используемым после обязательных платежей в бюджет на цели, определяемые уставными документами или соответствующими решениями руководства организации и учредителей (акционеров). При получении убытка возникает необходимость изыскания источников его покрытия.

Нераспределенная прибыль исчисляется как разница между выявленными на основании бухучета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством 

Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) ведется на активно-пассивном счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Счет 84 предназначен для обобщения информации о наличии и движении суммы нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации.

К счету 84 могут быть открыты субсчета:

84.1 «Прибыль, подлежащая распределению»,

84.2 «Нераспределенная прибыль в обращении»,

84.3 «Нераспределенная прибыль использованная»,

84.4 «Непокрытый убыток».

16. Основные этапы проведения и оформления инвентаризации

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательная инвентаризация имущества организации должна проводиться минимум раз в год. Это требование следует из нормативных актов по инвентаризации, которыми установлены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при хищениях, пожаре и т.д.).

Этапы проведения инвентаризации:

• подготовительный (составление плана инвентаризации);

• Натуральная и документальная проверки;

• таксировочный (внесение в описи и акты данных оценок по данным первичных документов и бухучета);

• сравнительно-аналитический (подтверждение оценки объектов учета – для выявления расхождений);

• заключительный (оформление результатов инвентаризации).

Для фиксации итогов проверки предусмотрены различные формы описей и актов инвентаризации. При этом установлены требования к их содержанию, порядку оформления, количеству экземпляров, внесению исправлений и т.д. Как правило, организации используют унифицированные формы описей и актов, утвержденные Госкомстатом:

• ИНВ-1 (опись ОС);

• ИНВ-3 (опись ТМЦ);

• ИНВ-5 (опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение);

• ИНВ-6 (акт для расчетов за ТМЦ, находящиеся в пути);

• ИНВ-11 (акт для расходов будущих периодов);

• ИНВ-15 (акт для наличных денежных средств).

Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений (излишки, недостача, порча имущества) с данными учета. Здесь также могут использоваться формы Госкомстата: ИНВ-18 и ИНВ-19. В конце результаты всех инвентаризаций, проведенных в отчетном периоде, попадают в итоговую ведомость формы ИНВ-26.

17. Порядок подготовки инвентаризации

Перед началом инвентаризации необходимо:

• проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний);

• снять остатки кассы, если проводится инвентаризация денежных средств;

• оформить акты сверки расчетов с контрагентами, налоговыми и финансовыми органами, внебюджетными фондами и т.д.;

• создать в учреждении постоянно действующую комиссию, для проведения инвентаризации при большом объеме работ - дополнительные рабочие комиссии, состав которых утверждается руководителем (п. 2.2 Методических указаний). Как правило, в комиссию включаются работники администрации учреждения, бухгалтерии, а также иные специалисты. В инвентаризационную комиссию могут быть приглашены и независимые аудиторы;

• получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "_____________" (дата)", на их основании определяются остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний);

• взять с материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества;

• создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

Инвентаризационная комиссия начинает свою работу только после подписания руководителем приказа о проведении инвентаризации.

18. Учет удержаний из заработной платы

Из начисленной заработной платы работников производятся следующие удержания:

-налог на доходы физических лиц;

-по исполнительным документам в пользу других предприятий и лиц;

-своевременно не возвращенные подотчетные суммы;

-за причиненный материальный ущерб;

-за товары, купленные в кредит;

-по полученным займам;

-профсоюзные взносы и др.

Установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания производятся по нескольким исполнительным листам, за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы.

При взыскании алиментов и отбывании исправительных работ размер удержаний не может превышать 70% заработной платы. Указанный порядок распространяется также в отношении удержаний в возмещение вреда, причиненного работодателем здоровью работника, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и в возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Взыскание, как правило, не обращается: на суммы, причитающиеся должнику в качестве выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника; некоторые компенсационные выплаты; премии, носящие единовременный характер; государственные пособия многодетным и одиноким матерям; пособия на рождение ребенка; пособия на погребение, выплачиваемые по социальному страхованию.

Налог на доходы физических лиц удерживается в соответствии с главой 23 НК РФ. Исчисление этого налога производится по совокупному годовому доходу, полученному в календарном году от всех источников на территории РФ и вне, как в денежной, так и в натуральной форме.

В состав совокупного дохода работников предприятия включаются следующие доходы:

-     начисленная зарплата (в денежном и натуральном выражении);

-     выплаты социального характера за счет собственных источников предприятия;

-     пособия по временной нетрудоспособности;

-     материальная помощь;

-     подарки в части превышения 4000 рублей;

-     дивиденды по акциям предприятия;

-     материальная выгода по полученным от предприятия заемным средствам;

-     прочие.

 Совокупный доход в налогооблагаемом периоде по месту основной работы уменьшается на следующие стандартные вычеты:

1) 3000 рублей в месяц для инвалидов и участников ВОВ, инвалиды Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.;

2) 500 рублей в месяц для Героев Советского Союза и Героев РФ, а также подобных им лиц, инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;

3) 400 рублей в месяц на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в пунктах 1 - 2, и до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 тыс. руб.;

4) 1000 рублей в месяц на каждого ребенка и до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 тыс. руб. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Вдовам (вдовцам), единственному родителю, опекуну или попечителю налоговый вычет производится в двойном размере.

Если лицо имеет право более чем на 1 стандартный вычет по п.1-3, то предоставляется максимальный из вычетов.

Ставка НДФЛ – 13%. Если сумма налоговых вычетов окажется больше суммы доходов за этот же период, то налоговая база равна нулю. На следующий период разница между доходом и вычетами не переносится.

Удержания по исполнительным документам производятся по правилам:

·      алименты на содержание детей удерживаются в следующих размерах и после удержания НДФЛ

-      на 1 ребенка - 25%

-      на 2 детей – 33%

-      на трех и более детей - 50% (размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения);

·      размер алиментов на родителей по решению суда;

·      прочие удержания по решению суда.

ПРОВОДКИ:

Начислен и удержан НДФЛ Д 70 К 68, перечислен налог Д 68 К 51.

Удержания по исполнительным документам: Д 70 К 76, выплата Д 76 К 50,51.

Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, премий производится работникам в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке. Выдача денег производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям.

19. Учет кредитов(67) 21. Учет займов(66)

Учет кредитов и займов производится на счетах:

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - если займ выдается меньше, чем на 1 год.

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - если займ выдается больше чем на 1 год.

ПРОВОДКИ:

Дт 66,67 Кт 51 – погашен займ/кредит за счет средств расчетного счета.

Дт 66,67 Кт 52 - погашен займ/кредит в иностранной валюте на основании выписки банка.

Дт 66,67 Кт 55 - погашен займ/кредит со специального счета в банке на основании выписки банка.

Дт 50 Кт 66,6 – поступление в кассу организации сумм займа/кредита.

Дт 51 Кт 66,67- поступление на расчетный счет организации сумм займа/кредита.

Дт 52 Кт 66,67- поступление на валютный счет организации сумм займа/кредита.

Кт 55 Кт 66,67- поступление на специальный счет организации сумм займа/кредита.

Дт 08,10,41,91 Кт 66,67 – начисление процентов по займу/кредиту.

20. Учет резервов

96 счет бухгалтерского учета «Резервы предстоящих расходов» используется для создания резерва запланированных расходов. Резерв позволяет равномерно распределять расходы в целях налога на прибыль. Включает в себя субсчета по резерву расходов на оплату труда, сезонных работ работ по подготовке оборудования, на ремонт ОС и др. Счет 96 — пассивный. Создание резерва производится по Кт, списание — по Дт.

22. Учет конечных финансовых результатов 10.И формирования по обыч. видам деятелти.

Финансовый результат — это выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений; сумма результата от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также результата (прибыли или убытка) от финансовой, операционной деятельности и внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности организации отражают эффективность ее функционирования на определенный момент времени.

Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, которая не была распределена акционерами и осталась в распоряжении организации.

Непокрытый убыток – это убыток, непогашенный организацией и остающейся на балансе предприятия до полного погашения.

ПРОВОДКИ:

Дт 75 Кт 84 – погашение собственниками убытка за свой счет.

Дт 80 Кт 84 – уменьшение уставного капитала до суммы чистых активов.

Дт 82 Кт 84 – средства резервного капитала направлены на покрытие убытка.

Дт 99 Кт 84 –списана чистая прибыль отчетного года.

Дт 84 Кт 01 – отражена уценка основного средства.

Дт 84 Кт 51 – перечисление денежных средств за счет чистой прибыли на основании выписки банка.

Дт 84 Кт 70 – начисление дивидендов учредителям, являющимися работниками организации.

Дт 84 Кт 75-2 – начислены дивиденды учредителям за счет нераспределенной прибыли.

Дт 84 Кт 80 – увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли.

Дт 84 Кт 82 – нераспределенная прибыль прошлого года направлена на увеличение резервного капитала.

Дт 84 Кт 83– чистая прибыль направлена на увеличение добавочного капитала.

Дт 84 Кт 99 – (выявлен непокрытый убыток) учтен итоговый убыток.

Дт 84 Кт 69-1 – начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

23. Учет средств целевого финансирования

К целевому финансированию относятся средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источники целевого финансирования:

• ассигнования из бюджета;

• взносы физических лиц;

• средства, поступающие от других организаций;

• средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.

Организация может получить средства целевого финансирования в виде финансовой помощи от государства или имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).

Негосударственное целевое финансирование имеет следующие формы:

• гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);

• инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;

• инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;

• средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;

• средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 "Целевые финансирование и поступления". Поступление средств отражают по кредиту данного счета в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а расходование - по дебету в корреспонденции со счетами:

• 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

• 83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

• 98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов .

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

ПРОВОДКИ:

Дт 76 Кт 86 - Отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств целевого финансирования.

Дт 50,51,08 Кт 76 - Поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования

Дт 20,23,26,44 Кт 70,69,73,76 - Текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования.

Дт 86 Кт 98 - Текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования.

Дт 98 Кт 91-1 - Учтена в составе прочих расходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета организация обязана включить полученные средства в налогооблагаемый доход с даты их получения.

Затраты, произведенные в рамках целевого финансирования, в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль не учитываются. Ко всему прочему полученные средства должны быть использованы организацией по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральным законом.

24. Учет прочих доходов и расходов