Сложно переоценить влияние сосланных в Сибирь декабристов на культуру этого далекого таежного края. Но возникает вопрос, каким образом бывшие бунтовщики дворянского происхождения находили время и средства на свою просветительскую деятельность. Об этом нашему изданию согласился рассказать автор фотоальбома «Акша: история декабристов» Олег Дейнеко.
Д.С.: Олег Анатольевич, чем занимались декабристы в ссылке?
О.Д.: Странный вопрос! Конечно, работали, как это и предписывал их приговор. Но, часто вовсе, не так тяжело, как это впоследствии было представлено в обеих столицах и освещалось именитыми литераторами. Первые восемь декабристов были отправлены на Благодатский рудник, где должны были трудиться в шахтах на вечной каторге. Однако царская милость под давлением общественного мнения двигалась быстрее, чем лошади обозов доставлявших каторжников к месту отбытия наказания. К моменту приезда на рудник срок их каторги был сокращен до 20 лет, а впоследствии еще не раз уменьшался. Е.П. Оболенский, С.Г. Волконский, А.И. Якубович, С.П. Трубецкой, В.Л. Давыдов, П.И. Борисов, А.И. Борисов и А.З. Муравьев, по их собственным словам, нашли работу в шахтах рудника теплой и относительно не пыльной. Понятно, что не приспособленные к физическому труду аристократы не столько работали, сколько коротали время в подземелье среди «сибирских руд». Начальство рудника против этого не возражало. В то же время в Санкт-Петербурге доброжелатели, описывая ужасы нечеловеческой работы декабристов в шахтах, довели ситуацию до того, что власти распорядились перевести декабристов на более «легкие» работы по переноске на носилках добытой руды на поверхности рудника. Однако таскать тяжести бывшим заговорщикам также не хотелось. Многие сказались больными и на работы просто не выходили. Известно, что в сентябре 1827 года декабристы должны были отработать 19 смен. Но полностью выполнили свою работу лишь Е.П. Оболенский и П.И. Борисов. Остальные симулировали различные в основном простудные заболевания. С.Г. Волконский отработал только три смены, а А.З. Муравьев – две. Когда каторжан перевели в Забайкалье в Читу и окрестные селения, то власти вообще не знали чем занять политических каторжан. Часто им давали простую и не сложную работу, такую как засыпать овраг или молоть зерно на мельнице. Но и тут именитые заговорщики нанимали местных жителей трудиться за себя.
Д.С.: Откуда у декабристов были деньги на каторге?
О.Д.: Им их переводили состоятельные родственники, оставшиеся в обеих столицах. Причем суммы были огромными даже по меркам Москвы и Санкт-Петербурга, а для Забайкалья они были просто невообразимыми. Дошло до того, что власти ограничили суммы переводов в 500 рублей в год на самого заключенного и 2000 рублей в год на его супругу, последовавшую за ним в ссылку. Однако вскоре под давлением общественного мнения все ограничения были сняты. С этого момента в Чите и ее окрестностях, а также в иных местах ссылки декабристов началась новая практически столичная жизнь! На Петровском заводе появилась Дамская улица, где жены заключенных отстроили себе коттеджи в несколько этажей по 300 квадратных метров каждый. Дошло до того, что хорошего леса не осталось для постройки тюрьмы для их мужей. Пришлось возводить корпуса тюрьмы из плохого леса. Но даже в этом случае, «камеры» декабристов имели несколько комнат, где они могли принимать своих жен и друзей! Известна иллюстрация к книге «Художник-декабрист Николай Бестужев» с говорящим названием «Гостиная в камере Сергея Волконского». Кроме денег в Читу бурным потоком потекла модная одежда, книги, а также музыкальные инструменты. В частности, организованный ссыльными квартет имел скрипки и виолончель работы лучших европейских мастеров.
Д.С.: Чем кроме «работы» занимались декабристы в Забайкалье?
О.Д.: Сложилась уникальная ситуация, когда образованные люди, лучшие дети своего времени оказались без службы и работы, предоставленные сами себе и своим хобби на которые в столицах у них порой просто не было времени. Причем в средствах, как уже говорилось, декабристы стеснены не были. Появились кружки по интересам, где читались научные лекции, проводились философские диспуты и даже шахматные турниры. Часть ссыльных увлеклась сельским хозяйством, продолжив опыты, которые ранее практиковали в своих именьях в центральной России. К своему удивлению декабристы обнаружили, что местные жители выращивают лишь капусту и лук. Бывшие заговорщики быстро исправили данное недоразуменье, научив селян выращивать картошку, сажать плодовые сады, ставить парники и даже умудрились наладить рост дынь и арбузов! Помогли и с технической частью. Декабрист А.Н. Андреев построил мукомольную мельницу. Дошло до того, что бывшие бунтовщики создали «Каторжную академию». На ее собраниях декабристы делились своими успехами новых открытий, обучали местных жителей точным наукам, иностранным языкам, истории и медицине. Особенно прославился на данном поприще А.З. Муравьев, который лечил жителей местных деревень от всех болезней, начиная с цинги и заканчивая ранениями, полученными на охоте. Доходило до того, что декабрист сам искал больных и лечил их. Таким образом, в тюрьме на Петровском заводе декабристам жилось достаточно комфортно, интересно и полезно для них самих и их местного окружения. Однако по-настоящему в своей просветительской деятельности они развернулись, когда их перевели с каторги на поселение.
Д.С.: В чем это выразилось?
О.Д.: Согласно историческим хроникам каторжные работы были закончены через 10 лет после суда. При этом вернуться в столицы декабристы не могли. Им предстояло жить в Сибири и Забайкалье. Свободы у них стало больше, но существенно снизились деньги, присылаемые родственниками, часть из которых умерла, а другие стали понемногу забывать о каторжанах. Пришлось бывшим бунтовщикам выживать самостоятельно. Причем поскольку к физической работе они в своей массе не годились, то занимались научной, торговой и в основном просветительской деятельностью. Например, Волконские открыли, пользовавшийся популярностью в Иркутске домашний театр, а Ф.Б. Вольф – аптеку, так как в прежней жизни был полковым врачом. Достаточно много сведений сохранилось о просветительской деятельности декабриста В.К. Кюхельбекера в селении при пограничной крепости Акша, куда он был отправлен на поселение из забайкальского городка Баргузин. Декабрист был очень рад, что теперь может свободно гулять, наслаждаться прекрасной природой сибирского края и быть полезным обществу. Сотенный командир из Акши А.И. Разгильдеев предложил В.К. Кюхельбекеру выступить учителем для его детей, на что декабрист с радостью согласился. В пограничной крепости Кюхельбекер развил бурную культурную и образовательную деятельность. Он давал частные уроки, создал основы женского образования, обучая 12 девочек, написал программную статью «О терминологии русской грамматики», принимал экзамены в казачьем училище. Благодаря В.К. Кюхельбекеру, являвшемуся другом А.С. Пушкина по лицею, Акша стала одним из основных культурных центров Забайкалья. Не менее добрую память оставил о себе декабрист П.В. Аврамов, также находившийся на поселении в Акше. Бывший член «Союза благоденствия» помогал местным жителям и каторжанам деньгами, а также участвовал в создании местной библиотеки. В Акше отбывал ссылку знаменитый участник кругосветного плавания и открытия Антарктиды капитан К.П. Торсон. Декабрист много выступал с лекциями и увлекательными рассказами о своем удивительном путешествии. Кроме того он много помогал местным жителям совершенствуя орудия сельскохозяйственного труда. Отдельные его предложения были направлены в Санкт-Петербург, где нашли благоприятный отклик для внедрения профильными министерствами. Кроме Акши на ссыльном поселении декабристы находились во многих городах и поселках Сибири и Забайкальского края. Но где бы, они не появлялись, везде тут же расцветала культура, поднимался уровень образования местных жителей. Д.С.: Спасибо!
Беседовал Дмитрий Соколов
ПРОЕКТ ФОТОАЛЬБОМА "АКША: ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ" РЕАЛИЗОВАН В РАМКАХ ГРАНТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Подробнее с проектом можно ознакомиться на сайте: акша-декабристы.рф