. Добрый вечер, дорогие подписчики. Сегодня мы обсудим историю возникновения названий некоторых городов на карте России.
. Как известно, в древности большую роль в развитии государственности играла речная торговля и в частности "Путь из варяг в греки", который через систему рек Нева-Волхов-Ловать-Днепр связывал Балтийское море с Чёрным и позволял славянам контролировать путь из Скандинавии в Византию, который в IX-XII веках был крайне важен в экономическом плане.
К сожалению при транспортировке грузов речным путем существовали разного рода трудности.
Во- первых на реках существовали пороги и мелкие места, где не возможно было вести груз водным путём.
Во- вторых реки не соединялись друг с другом непосредственно, существовали небольшие участки пути, где нужно было пользоваться сухопутными путями.
В таких неудобных местах возникали "волоки".Здесь сюда вытаскивали на берег и " волокли" их, используя разного рода подручные приспособления- полозья и. т.д. Это был нелегкий труд и пожалуй наиболее напряжённый момент в процессе транспортировки груза.
Одним из наиболее известных волоков на пути "Из варяг в греки" был так называемый Новгородский волок, расположенный между Балтийским и Каспийским водоразделами.
Здесь можно было перевести лодки с реки Тверцу в реку Цну ( которая в свою очередь сообщалась с Мстой,Волховом и озером Ильмень).
Это точка была важным транзитным пунктом, так как соединяла Волжский Торговый путь с Путем "Из Варяг в греки". На месте Волока в 1471 году возникло городское поселение Вышний Волочёк, ставшее крупным транспортным узлом.
Другим важным в средние века волоком стал волок на реке Ламе, который соединял Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество. С помощью этого Волока можно было пройти из реки Ламы (приток Москва-реки) в реку Волошню (приток Волги) и таким образом существенно сократить время движения из Москва реки в Волгу. (канала имени Москвы в то время ещё не существовало). Волок на Ламе был частью древнейшего торгового пути "Из Арабов в греки", который существовал ещё до появления государственности на Руси.
На месте волока возник город Волоколамск, известный ещё с 1135 года, однако существует точка зрения, согласно которой городское поселение существовало там с ещё более давних времён. Первоначально Волоколамск принадлежал Новгородскому княжеству и лишь в XIV веке вошел в состав Московского.
Известно, что волок на Ламе был "рабочим вариантом движения судов" вплоть до 1915 года.
Как мы видим, древние речные торговые пути (волоки) продолжали существовать очень долго вплоть до того времени как им на смену пришли каналы и удобная сеть автомобильных дорог.
А какие ещё волоки вы знаете, дорогие подписчики?