/Республика Адыгея/
Почему Бачурина? Чем он известен? Именно этот Бачурин, имя которого дали ручью, кто он? Однозначный ответ не так то просто найти в интернете, но я увлеклась исследованием вопроса и осмелилась сделать предположение (адыг. – легенда), о котором расскажу позже, чтобы сейчас не сбиться с маршрута.
Итак, за водопадом Девичья коса, где мы расстались в предыдущей статье, ручей Большой Руфабго стал значительно меньше, не зря на некоторых картах он называется просто Руфабго.
Образовались несколько вариантов альтернативных троп, по которым мы то бестолково тыкались, то бежали вперед. Потом внезапно остановились, гид удалился в разведку, я повернула голову и увидела многоэтажный дом. Зрение выхватило привычный объект, мозг сразу его идентифицировал. Ну, а чтобы подумали вы? Только пару секунд спустя я поняла, что тут какая-то ошибка, я же в лесу, в горах... и это скала. Конечно, мы полезли к ней через ветки и камни.
Вблизи это выглядело еще более впечатляющим. Известняковые борта скалы где-то подсвечивались заходящим солнцем, где-то мерцали желтыми осенними листьями и вся скала будто отливала золотом. Я снимала все время, пока мы шли у ее подножия. Множество тонких голых веток на фоне бледно-голубого неба делали мир зыбким, прозрачным и только скала выглядела надежно и основательно – не как парус, но как корабль.
Так мы добрались до ручья Бачурина и я рискну сделать предположение, что ручей назван по фамилии Бачурина Евгения Владимировича – поэта, барда и художника, к тому же Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Вообще, знаменитых Бачуриных оказалось не мало, но Евгений Владимирович расположил меня своей песней «Ручей», кажется она у него и самая известная. Если не петь, а читать стихи, то особенно хорошо
Бежит ручей, и он ничей
У берегов твоих очей, –
Напьешься однажды,
Погибнешь от жажды.
Жаль не могу полностью стихотворение привести.
На ручье Бачурина водопадов несколько, один из них называется Камнепад, остальные безымянные. Наверно, их не удостоили названия в силу небольшого размера, да и сам ручей невелик.
От ручья Бачурина тропа идет вверх, по ней можно выбраться на плато, где черкесы выращивали груши еще до Кавказской войны. Это не единственный высокогорный сад, точнее, бывший сад, в Адыгее.
Так приятно после длительного карабканья вверх, идти по старому саду, который уже больше похож на лес, чем на сад. Мне привычней горы, где есть уклон, а тут огромная ровная поверхность, но высоко.
Дикой груше (дичке) черкесы прививали побег культурной равнинной груши и, спустя несколько лет, собирали сладкие плоды. Местные всегда покажут вам дерево, форма ствола которого искажена у основания, как следствие прививки. Я же снимала какие-то ягодки и листики, но только не грушу, так что по фотографиям в моем блоге судить о садах трудно, зато можно почитать здесь.
Осталось посмотреть еще одно интересное место – пещеру Сквозную. Гид решил спуститься. Совсем немного, чтобы интересно было смотреть и не скучно подниматься обратно. Не то чтобы это внушало оптимизм... Но здорово, что мы успели застать еще несколько закатных лучей медлительного солнца и посмотреть на небо через дыру в камне.
Мелкие людишки дают представление о размерах этой дыры. Хотя без людей пещера выглядит как-то естественней.
Наверху упрямое солнце, которого уже и видно не было, продолжало подсвечивать мир теплым желтым цветом, как будто извиняясь за то, что поздней осенью не может дать больше тепла. Белые скалы хребта Уна-Коз тоже окрасились желтым.
И все же оно зашло совсем, окончательно. И наступил сумрачный вечер, но через него мы шли уже по поселку.
8.11.2021, водопад Девичья коса на ручье Большой Руфабго – посёлок Каменномостский, 8 км, высоты: 550 м – 650 м – 400 м.
Другие статьи об Адыгее читайте здесь →