На сегодняшний день по данным ЮНИСЕФ в мире насчитывается около 240 миллионов детей-инвалидов. В Африке проживает порядка 60 миллионов человек с инвалидностью, подавляющее большинство из которых несовершеннолетние, при этом 6,5% детей имеют тяжелую форму, 80% не доживают до 5, остальные подвергаются насилию в 4 раза чаще, чем здоровые дети, и лишь 10% от общего количества в возрасте до 14 лет посещают школу. Эти дети одни из самых уязвимых в мире: отверженные, постоянно испытывающие боль и никому не нужные, даже собственным родителям.
Их права нарушаются уже с момента рождения: детей зачастую не регистрируют, помещают в интернаты, лишают права на уход, семьи и образования. В странах Африки к югу от Сахары большое количество детей-инвалидов имеют ограниченный доступ к медицинской и реабилитационной помощи. Все это в сочетании с хронической бедностью, низким уровнем образования и низкоквалифицированным медицинским персоналом, существенно снижает качество их жизни.
На черном континенте люди с физическими или умственными недостатками считаются обузой: инвалидность — это Божье наказание, поэтому человек с ограниченными возможностями живет без какой-либо надежды на будущее. Стигматизация подпитывается многовековой верой в то, что люди с инвалидностью прокляты, а их изъяны вызваны грехом родителей или являются наказанием за проступки предков. Некоторые уверены, что инвалиды одержимы злыми духами или вообще не являются людьми. Их часто скрывают от посторонних глаз дабы уберечь от насилия и для защиты семей от позора.
В Африке всем известны истории о так называемых «убийствах из милосердия» — практике, когда родители бросают своих детей в лесу или «нечаянно топят»: убийство детей-инвалидов в сельских районах до сих пор широко распространенное явление. Большинство стран континента подписали резолюции, осуждающие ритуальные убийства детей и новорожденных с инвалидностью, но из-за укоренившихся суеверий, масштабы позорной практики невозможно измерить.
«Кетти — солнечный подросток с синдромом Дауна, который очень любит танцевать. Ее мать выгнал из дома муж после того, как та отказалась избавиться от дочери. Сообщество также отвергло ее и заставило покинуть родную деревню».
Маргинализация, отсутствие или недостаточная правовая защита характерны для детей с инвалидностью в Африке. Они подвергаются физическому, сексуальному, эмоциональному насилию и жестокому обращению даже со стороны членов своей семьи. Им также приходится испытывать пренебрежение, недостаток внимания, любви и заботы, в том числе из-за нехватки квалифицированных медкадров и недостаточного финансирования систем здравоохранения. Сегрегация детей-инвалидов показала, что семьи, ухаживающие за детьми с ограниченными возможностями, сталкиваются с огромным социальным и экономическим давлением, главной целью которого является отказ или помещение их в специальные учреждения. Усыновление и приемная семья фактически становятся недоступными для данной категории детей.
Подростки с психическими отклонениями часто содержатся в традиционных лечебных и религиозных пансионах, так называемых «молитвенных лагерях». Считается, что эта практика отвечает интересам ребенка, но при этом регулярно сообщается о вопиющих нарушениях прав человека, таких как заковывание в цепи, избиение или отказ в еде. В государственных медицинских учреждениях люди с ментальными расстройствами различной степени тяжести могут содержаться в психиатрических отделениях без соответствующего поставленного диагноза. Имеют место злоупотребления, включая пытки, жестокие, бесчеловечные и унижающие достоинство виды наказания.
Детская инвалидность тесно связана с бедностью, в том числе с ненадлежащей медицинской помощью или ее полным отсутствием во время беременности и при уходе за новорожденным, включая такие базовые услуги, как прививки.
Боязнь стигматизации является одним из основных барьеров, не позволяющих семьям предоставить своим детям доступ к лечению и заставляющая скрывать состояние своего ребенка вместо того, чтобы обратиться за медицинской помощью. Родители обеспокоены тем, что, если другие члены общины узнают об особенностях их ребенка, то вся семья подвергнется позору и остракизму. Негативное отношение к инвалидности приводит к отсутствию поддержки не только со стороны общества и семьи, но и со стороны медицинских работников. Другой пример негативного отношения заключается в уверенности опекунов ребенка, что «ничего нельзя сделать», и поэтому семья отказывается от услуг здравоохранения.
В Уганде дети с расщелиной позвоночника и гидроцефалией считаются демонами, поэтому матерям не рекомендуется везти ребенка в больницу и заниматься его лечением, а вместо этого родителей всячески поощряют отводить их к знахарям для снятия проклятия. Нехватка квалифицированных медицинских кадров оказала значительное влияние на качество предоставляемых медицинских услуг, например, в Эфиопии большое количество детей с аутизмом и умственной отсталостью остались без официально подтвержденного диагноза из-за отсутствия осведомленности и должного образования у медицинских работников.
В дополнение к обсуждаемым барьерам на доступ к услугам здравоохранения могут влиять и другие факторы. Исследование, посвященное развитию нигерийских детей, показало, что размер семьи оказывает прямое влияние на посещаемость больниц и поликлиник, причем в небольших семьях среднее количество визитов в медучреждения было значительно выше. Возраст матери также имел значение: молодые женщины проявляли больше заботы, чем возрастные. Образованные родители регулярнее посещали спецклиники для иммунизации и социализации детей-инвалидов, чем неграмотные. Во многих странах Африки к югу от Сахары доступ к услугам здравоохранения и реабилитации ограничен городскими районами, жители которых чаще обращаются за квалифицированной медпомощью, нежели проживающие в сельской местности. Немаловажным фактором остается и своевременная диагностика, так горожанки еще до родов имеют возможность узнать об особенностях развития плода с помощью УЗИ и других исследований.
В случае, когда родители приняли тяжелое для себя решение оставить ребенка-инвалида, то такая семья помимо того, то становится изгоем для окружающих еще и, как правило, вынуждена влачить жалкое существование. И взрослые, и дети с инвалидностью исключены из образования и занятости. Такое положение не позволяет им зарабатывать на жизнь и выбраться из порочного круга бедности; они не могут найти работу, и им часто не разрешают приводить своих детей-инвалидов на рабочее место. В отличие от развитых европейских стран, правительства африканских ограничены в средствах и возможностях на государственном уровне материально помогать семьям, на иждивении которых находятся дети-инвалиды. Если проблемой №1 является получение должного медицинского ухода, то второй — школьное образование. Дети, не имеющие тяжелой формы инвалидности, могут быть социализированы и выполнять в будущем несложную работу руками. Доступ к образовательному процессу у детей с особенностями резко сокращается: не хватает преподавателей, учебных пособий и альтернативных способов подачи информации, например, широко используемых в Африке радио и телевещания, что не работает в случае со слабослышащими или слабовидящими детьми. Пандемия COVID-19 также обнажила слабые стороны современной системы образования, мало приспособленной для обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха: ношение маски ограничивало их способность читать по губам и понимать выражение лица собеседника.
... Дверь из гофрированного железа, а за ней, сидя на полу с привязанными к столбу руками, скрывается юная девчушка в выцветшем платье и зеленых сандаликах. Катрин 12 лет, и больше половины своей жизни она провела в сарае для своей собственной безопасности, ночуя на бетонном полу без матраца, расположившись между мешками с сушеной маниокой и курами. У ребенка серповидно-клеточная анемия и эпилепсия. Она частично глуха, слепа на правый глаз и не может говорить. Катрин, если так можно сказать, повезло и она осталась жива, в то время как большинство детей-инвалидов погибают в первые годы своей жизни.
У нее есть одна игрушка — мячик из плотно сплетенных полиэтиленовых пакетов, а из доступных развлечений — только вид на запертую снаружи дверь, за которой открывается мир, но уже без нее.
Вашему вниманию представлен фильм «Дети горы»