Найти тему
МК

Алексей Федорченко снимет «Енотовый город» в двух колумбийских городах, которые до этого не видел

Уральский кинорежиссер Алексей Федорченко опять разбил тарелку. Существует такая традиция у кинематографистов — ударять ею о штатив камеры в первый съемочный день. Все члены группы разбирают осколки. Не разобьется тарелка — плохой знак. Но все прошло как надо, и Алексей Федорченко приступил к съемкам нового фильма «Енотовый город» о месте под толщей льда в Антарктиде, о котором сложено много легенд. Снимать при этом будут в Колумбии.

    Первые съемочные дни. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»)
Первые съемочные дни. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»)

Тут же вспомнились «Избранные» Сергея Соловьева — едва ли не единственный российский фильм, снятый в Колумбии. Съемки же «Енотового города» пока стартовали в Екатеринбурге. Казалось бы, на носу зима, на Урале выпал снег, но откуда ни возьмись прилетела яркая бабочка и уселась на лицо режиссера. Какое-то лютое мокьюментари — любимый жанр Федорченко, означающий псевдодокументальное кино. «Енотовым городом» Алексей завершит свою невероятную трилогию, начатую «Первыми на Луне» и «Большими змеями Улли-Кале».

Сценарий написан Алексеем Федорченко еще в 2008 году совместно с писателем и драматургом из Казани Денисом Осокиным. Вместе они работали на картинах «Небесные жены луговых мари», «Овсянки», «Ангелы революции». «Енотовый город» снимут в Екатеринбурге и Колумбии, хотя изначально рассматривались еще и Франция, и Германия, но пандемия разрушила все планы.

Первый фильм трилогии рассказывает о том, что русские еще до Великой Отечественной войны создали космическую ракету, подготовили полет на Луну. Картина получила в 2005 году награду на Венецианском кинофестивале как лучший документальный фильм, что стало феноменальным ляпом. Профессиональные кинематографисты, входившие в жюри, приняли все за чистую монету и игровую картину оценили как неигровую. Второй фильм трилогии «Большие змеи Улли-Кале» посвящен взаимоотношениям народов России и Кавказа. Каждая из картин, по словам Федорченко, — самостоятельное произведение, но их можно смотреть отдельно. Однако только три фильма вместе образуют большую историю, приоткрывающую завесу тайн XX века.

    Алексей Федорченко приступил к съемкам. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).
Алексей Федорченко приступил к съемкам. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

Алексей Федорченко приступил к съемкам. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

Одна из загадок, которая волнует кинематографистов, — существование тайной базы Гитлера в Антарктиде, которую не обнаружила ни одна экспедиция. Есть версия, что ее взорвали после того, как, потерпев крах, командование Третьего рейха ее покинуло. Но вот бывал ли там Гитлер? Без дозаправки он бы туда не добрался. А если ее делать, то, значит, рассекретишь операцию по тайному передвижению. Есть данные о том, что подводную стоянку под ледником начали сооружать в 1939 году, после нападения Германии на Польшу, разместили там подводные лодки. Обеспечить жизнедеятельность города для полутора тысяч человек, вести под покровом льда очередную подготовку к завоеванию мира казалось вполне возможным.

    На съемочной площадке «Енотового озера». Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).
На съемочной площадке «Енотового озера». Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

На съемочной площадке «Енотового озера». Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

О том, как идет подготовка к съемкам в Колумбии, «МК» расспросил продюсера «Енотового города» Дмитрия Воробьева накануне отъезда в незнакомую страну. Вместе с Алексеем Федорченко он уже работал на картинах «Первые на Луне», «Железная дорога», «Овсянки», «Хроноглаз», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции», «Война Анны», «Дышать», «Кино эпохи перемен», «Монета страны Малави», «Большие змеи Улли-Кале».

— Почему вы решили снимать «Енотовый город» в Колумбии?

— Потому что история написана про Колумбию. Когда сценарий создавался, мы сразу с Алексеем подумали о Боливии и Колумбии. Южная Америка предоставила немцам возможность жить там. Многие нацисты после Второй мировой войны сбежали в Бразилию, Аргентину, Чили, Колумбию и остались там на долгое время, а то и навсегда. У нас будет детективная история о том, как отец с дочерью ищут родственницу, пропавшую в 1950–1960-е годы. То, что людей куда-то увезли, — реальный факт. Собрали 500 девственниц на корабле и отправили в неизвестном направлении, после чего они исчезли. В Колумбии будут идти поиски тети. Мы постараемся выйти на ее след. Во второй части мы обратимся к никем не доказанной, но и не опровергнутой истории о том, что Гитлер строил себе бункер под льдами Антарктиды. Туда уходили лодки, туда заселяли ученых. Возможно, и колумбийский корабль ушел именно туда. Женщины же были нужны. По нашей версии, бункер существовал.

— Вы отправляетесь в такую даль, и наверняка не на голое место?

— Вы же знаете нашего постоянного редактора Олега Лоевского. Он нам сказал: «У меня в Колумбии товарищ живет. Он колумбиец, учился во ВГИКе. Я вас с ним свяжу». Так мы стали вести с ним переговоры. Он там ведет киношколу.

— Раз окончил ВГИК, значит, хорошо знает русский язык?

— В том-то и дело. Это большое облегчение для нас. Мы спросили, сможет ли он найти кинокомпанию, которая обеспечит наш приезд. Он ответил: «Найду». Уже полгода мы ведем переговоры. Колумбийские коллеги помогают нам провести кастинг, выбрать объекты для съемок. Мы нашли два подходящих города, где и будем снимать.

— То есть вы пока виртуально отбираете объекты и актеров? Никто из группы в Колумбии не был?

— Это очень дорого. Мы не можем себе такого позволить. Нам присылают из Колумбии видео, фото актеров и локаций. Мы их утверждаем или не утверждаем. Все объекты предварительно отобраны. Переговоры ведутся по видеосвязи. Наш колумбийский продюсер говорит только на родном языке. Мы получили официальное разрешение нам съемки в Колумбии. По нашей просьбе Министерство культуры РФ обратилось в консульство и департамент кинематографии, откуда ответили: «Мы очень хотим вместе работать. Пусть русские приезжают к нам снимать кино». Есть еще и тема безопасности, которую тоже надо будет как-то решать.

    Съемочная группа приступает к работе. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).
Съемочная группа приступает к работе. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

Съемочная группа приступает к работе. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

— Есть специфика в организации кинопроизводства в Колумбии?

— Пока мы ее не ощутили. Единственная особенность, когда мы начинаем говорить о том, что есть такое-то место, то слышим в ответ: «Это опасное место. Лучше нам туда не соваться». В результате мы будем снимать в двух городах: Медельине, на родине самого богатого наркобарона Пабло Эмилио Эскобара, и в Картахене, стоящей на берегу Карибского моря. В столицу Колумбии Боготу мы не едем, только летим через нее. Путь предстоит долгий: из Екатеринбурга в Москву, из Москвы в Стамбул, из Стамбула в Боготу. Между рейсами необходим запас времени — не два, а четыре часа. Мало ли что! Не дай бог самолет опоздает — и привет нашим билетам.

— У вас еще не было такого грандиозного путешествия?

— Не было, хотя география была большая. Мы снимали в Оренбурге «Железную дорогу», в Северной Осетии и Чеченской Республике — «Больших змей Улли-Кале». Алексей Федорченко летал в Таиланд снимать эпизод смерти героя, которого сыграл документалист Андрей Осипов в «Первых на Луне». Там была маленькая группа — всего четыре человека, и надо было снять фактически один кадр.

— А теперь какая группа отправится в Колумбию?

— До десяти человек — режиссер, продюсер, второй режиссер, наш постоянный художник-постановщик Алексей Максимов, режиссер монтажа Дарья Исмагулова, два актера. С нами собирался поехать оператор-постановщик Алишер Хамидходжаев, но у него ребенок родился. На картине будет работать местный оператор с машиной, всем необходимым набором. В Колумбии мы снимем документальную историю, а не глобальное кино. На месте прикрепим второй состав. Много еще неизвестных деталей. Объекты не до конца отобраны. Актеры не до конца утверждены.

    Тарелка скоро будет разбита. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).
Тарелка скоро будет разбита. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

Тарелка скоро будет разбита. Фото: Антон Шемятихин («Кинокомпания 29 февраля»).

— Но наверняка все до декабря расписано?

— Да. У нас по пять дней подготовки в каждом городе для того, чтобы все объехать, познакомиться с актерами. Потом запланировано примерно семь съемочных дней в Медельине, переезд в Картахену, где тоже предстоят пять дней подготовки, осмотр объектов, знакомство с актерами. У нас разные актеры и переводчики в двух городах. Также семь дней будем снимать в Картахене. Всего запланировано 14 съемочных дней.

— Как вам удается быть такими свободными? Вы ведь делаете с художественной точки зрения то, что хотите, занимаетесь чистым искусством?

— Несем в этом смысле свою жертву. Наши картины не коммерческие, мы на них не зарабатываем. Я пересмотрел в Петербурге на фестивале «Послание к Человеку» наших «Больших змей Улли-Кале», и дух захватило. Мы не снимали про то, что сегодня прочитывается. Тогда состояние было другое. Мы изучали взаимоотношения России и Кавказа, вернулись на столетие назад, исторических оценок не давали, просто рассказали о том, что было.

— Раз кино наполняется новыми смыслами, которые авторы не закладывали, это свидетельство того, что оно настоящее.

— Я вспомнил историю с Владимиром Хотиненко. Мы делали с ним фильм «Рой» где-то в 1989-м. Он снял историю о том, что народ бунтует, а кризиса еще не было. А спустя два года, в 1991-м, понеслось. Все обрушилось, хорошо хоть гражданской войны не было. Так и здесь, Алексей Федорченко — предвестник того, что может случиться, и это не только России касается. Просто в точку попал.

Автор: Светлана Хохрякова