Благополучно закончив эксперименты со звучанием 80-х Чик Кориа пытается идти дальше не оглядываясь.
В 90-е наблюдаются два параллельных процесса в околоджазовой музыке: сплав джаза и электронной музыки (эйсид-джаз) и сплав традиционного акустического джаза (би-боп, хард-боб и т.п.) и эстетики фьюжн. Если Херби Хэнкок выбрал для себя электронную струю, то Чик какое-то время будет планомерно занят новыми акустическими версиями звучания.
Первый полноценный опыт в новом акустическом джазе Чик Кориа предпримет в 1995-м с записью своего нового квартета под названием Time warp. В отличии от звучания его Chick Corea Acoustic Band, репертуар на пластинке написан как будто бы для Electric Band, но сыгран на акустических инструментах. На альбоме новая авторская музыка Чика Кориа с развёрнутыми соло, как мы любим.
Ютуб-канал JuFaRECORDS
1. "One World Over (Prologue)" – 0:51
2. "Time Warp" – 3:11
3. "The Wish" – 7:39
4. "Tenor Cadenza" – 1:46
5. "Terrain" – 6:05
6. "Arndok's Grave" – 4:33
7. "Bass Intro to Discovery" – 3:20
8. "Discovery" – 9:04
9. "Piano Intro to New Life" – 4:07
10. "New Life" – 11:08
11. "One World Over" – 5:29
Chick Corea - piano
Bob Berg - saxophones
John Patitucci - bass
Gary Novak - drums
К этому же времени относится увлечение музыканта музыкой Моцарта. До этого джазовые музыканты обращались, в основном, к музыке барокко или к музыке современных композиторов авангардистов. Обращение своего внимания на музыку классицизма для джазового музыканта на тот момент было в новинку.
В 1996-м году Чик Кориа совместно со своим давним другом, академическим пианистом Фридрихом Гульдой, подготовят и запишут концерт посвящённый музыке великого классика:
Погружение в музыку Моцарта будет глубже, чем на одну работу. В коллаборации с другим музыкантом, певцом Бобби Макферином Чик запишет альбом 1996-го года The Mozart Sessions. Здесь Бобби предстаёт, в основном, в качестве дирижёра, хотя, своим голосом тоже отметится.
Ютуб-канал mistermister668
1. Allegro - 14:14
2. Adagio - 07:14
3. Allegro assai - 08:23
Piano Concerto No. 20 in D minor, K. 466
4. Allegro - 16:22
5. Romance - 09:00
6. Rondo (Allegro assai) - 08:52
Piano Sonata No. 2 in F major, K. 280 (K. 189e)
7. adagio - 02:28
В следующем 1997-м году Чик вернётся к джазу, но не просто к джазу, а к переосмыслению би-бопа 40-х. Впервые Чик позволит себе оглянуться назад и отметить джазового кумира своей молодости великого пианиста би-бопа Бада Пауэла. Он выпустит альбом-посвящение его музыке. На пластинке Чик исполняет композиции авторства Бада и только одну композицию для альбома (Bud Powell) он сочинит сам, стилизуя её под би-боп.
Chick Corea – piano
Wallace Roney – trumpet (tracks 1-3, 5, 6, 8 & 9)
Kenny Garrett –alto saxophone (tracks 3, 5 & 6)
Joshua Redman – tenor saxophone (tracks 1-3 & 7-9)
Christian McBride - bass (tracks 1-9)
Roy Haynes – drums (tracks 1-6, 8 & 9)
Концерт Чика с той би-боп программой:
Ютуб-канал Jhon Inot
В 1997-м продолжится сотрудничество пианиста с виброфонистом Гарри Бёртоном. У них выйдет уже третий альбом в совместной дискографии - Native Sense: The New Duets. Да Чик всё больше и больше начинает рефлексировать, поддаваясь уговорам продюсеров и желанию публики видеть воссоединения старых звёзд. Обычно он начинает такими проектами заполнять паузы между своими большими проектами.
Chick Corea – piano
Gary Burton – vibraphone, marimba
Если помните, в 90-е джаз уже давно перестал быть мейнстримом. К этому времени творцы-джазисты загнаны в свой тематический загон - джазовый медийный формат. По большому счёту музыканты этого сегмента - это ещё не постаревшие и полные творческих сил звёзды недавнего славного прошлого. Открывается мода на джазовые супергруппы и коллаборации, целью которых является создание материала для одного концертного тура и, возможно, выпуска пластинки. В следующем 1998-м году Чик участвует в первой такой звёздной коллаборации: Чик Кориа, Гарри Бёртон, Пэт Мэтини, Дэйв Холланд и Рой Хэйнс - Like Minds.
Gary Burton – vibraphone
Chick Corea – piano
Pat Metheny – guitar
Dave Holland – double bass
Roy Haynes – drums
Следующее уже созревшее программное высказывание музыканта стартует в 1998-м. Если помните, в 70-х у Чика была фьюжн-группа Return To Forever, состоящая из его музыкальных ровесников, в 80-е Чик, чтобы объять новую музыкальную эпоху собирает Electric Band из музыкантов нового поколения. В конце 90-х Чик думает повторить рецепт своего успеха 80-х. Между тем, это уже второй полноценный шаг после Time warp развивать новое гибридное акустическое звучание, построенное на сплаве акустического джаза и музыки фьюжн. Коллектив назовут Origin.
Первой выходит достаточно объёмная концертная запись нового коллектива. Релиз 1998-го года - A Week At The Blue Note.
Chick Corea – piano
Bob Sheppard – bass clarinet, flute, baritone saxophone, soprano saxophone, tenor saxophone
Steve Wilson – clarinet, flute, alto saxophone, soprano saxophone
Steve Davis – trombone
Avishai Cohen – double bass
Jeff Ballard – drums
В следующем 1999-м году выйдет уже студийный альбом - Change, в который войдут новые композиции коллектива за авторством Чика Кориа. Только одна пьеса - Lylah будет принадлежать перу другого участника, контрабасиста Авишая Коэна.
Chick Corea – piano, marimba, handclapping
Bob Sheppard – bass clarinet, flute, baritone saxophone, soprano saxophone, tenor saxophone
Steve Wilson – clarinet, flute, alto saxophone, soprano saxophone
Steve Davis – trombone
Avishai Cohen – double bass
Jeff Ballard – drums, handclapping
Ещё одна крупная ретроспективная работа Чика в это время посвящена самой узнаваемой его пьесе Spain, впервые исполненной первым его фьюжн-ансамблем Return To Forever в 1972-м году.
В 1999-м году Чику и его новой группе Origin представится возможность поработать с дирижером Лондонского филармонического оркестра Стивеном Меркурио. Будет записана пластинка - Corea.Concerto: Spain For Sextet & Orchestra / Piano Concerto No.1.Тут мелодию пьесы развернули на целые три симфонические части.
Ютуб-канал London Philharmonic Orchestra
1. Spain for Sextet and Orchestra Opening Theme and Introduction - Chick Corea / Joaquín Rodrigo - 09:08
2. Spain Theme - Chick Corea - 11:23
3. Conclusion - Chick Corea - 02:40
4. Piano Concerto No. 1, Part One - Chick Corea - 11:07
5. Part Two - Chick Corea - 09:36
Музыка новой группы получилась очень достойная. Но, к сожалению, к 90-м джаз настолько отдалился от мейнстрима общемировой поп-музыки, что внимания публики не хватило, чтобы удержать музыкантов вместе. Новый коллектив продержится относительно недолго.
Чик, как и прежде, оставшись один-на-один с музыкой выпускает сольные фортепианные работы. В 2000-м году выйдут две пластинки: Solo Piano: Standards и Solo Piano: Originals.
Кроме сольных записей, как и в случае с Electric Band, Чик использует ритм секцию Origin в качестве основы своего нового трио. С этим трио выйдет пластинка в 2001-м году The Chick Corea New Trio - Past, Present & Futures. Впрочем, музыка уже не будет радикально отличаться от репертуара основного коллектива. В принципе - это продолжение идей Origin.
Chick Corea – piano
Avishai Cohen – double bass
Jeff Ballard – drums
Заезжали музыканты и к нам в страну во время гастролей, чему есть документальное свидетельство:
Ютуб-канал Cannabass
Следующая страница творчества музыканта будет всё больше тяготеть к ретроспективности. Во-первых, в 2001-м году музыканту стукнуло 60 лет. Люди в этом возрасте неизбежно начинают подводить итоги своей жизни. Кроме этого и публика, выросшая на музыке их живого кумира, взрослея, приобретает бо́льшую платёжеспособность и так же из-за возраста склонна к рефлексии. Поэтому не стоит удивляться, что в то время, когда развитие джаза затормозилось и перестало приносить доход, великие звёзды прошлого начинают ездить в ретроспективные туры и выпускать ретроспективные пластинки. Об этом, в основном, и будет следующая, заключительная часть повествования о творчестве музыканта, хотя, Чик ещё не перестанет удивлять нас новой интересной музыкой.
#filumjazz #chick corea
Предыдущие статьи: