Дизартрии довольно часто встречаются у детей с общей задержкой речевого развития. В возникновении дизартрии большую роль играют локальные поражения структур головного мозга ребенка, отвечающих за активность речевой мускулатуры, вследствие травм, опухолей, длительного кислородного голодания, инсультов.
Ребенок с дизартрией говорит невнятно, смазано, с трудом выстраивает развернутый диалог с собеседником. Помимо трудностей артикуляции, часто наблюдаются нарушения речевого дыхания и голосообразования.
В зависимости от очага поражения выделяют:
- бульбарную дизартрию, обусловленную нарушением иннервации языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов;
- псевдобульбарную дизартрию, вызванную поражением проводящих путей из коры головного мозга к ядрам черепных нервов;
- мозжечковую дизартрию;
- подкорковую дизартрию, характеризующуюся нарушением в работе экстрапирамидной системы;
- корковую дизартрию, при которой трудности в произношении не связаны с нарушением иннервации речевой мускулатуры, а вызваны артикуляционной апраксией вследствие поражения теменной (постцентральной) коры головного мозга.
При дизартрии ребенку с трудом дается не только чтение, но и письмо, т.к. нередко парезы и параличи речевой мускулатуры сочетаются с парезами и параличами конечностей, в частности пишущей руки.
Ребенок не укладывается в современные требования к темпу чтения и письма, из-за чего страдает его успеваемость, возникает психологическая проблема неприятия школы.
Стоит отметить, что у дизартриков, как правило, неплохой интеллект. При условии регулярной и правильной коррекционной работы они способны научиться нормально читать и писать.
Т.к. дизартрия, в первую очередь, является симптомом неврологического заболевания, то необходимо медикаментозное лечение у врача-невролога и элетрофорез.
Помимо этого важна, конечно же, планомерная логопедическая работа, направленная на разработку артикуляции: массаж речевых органов, артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, постановка правильного речевого дыхания и голоса, работа над выразительностью речи.
Не лишним будет и посещение кабинета нейропсихолога, который поможет ребенку активизировать восстановительные ресурсы головного мозга путем специализированных занятий по укреплению общей и мелкой моторики, улучшению координации движений, а также развитию межполушарного взаимодействия и познавательных функций: внимания, памяти, логики, пространственного воображения.
Делитесь вашим мнением в комментариях!
Подписывайтесь на канал!