Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Непростой и свободный. Стиль бонсай Буджинги.

Оглавление

Стиль бонсай Литерати (Literati) или Буджинги (Bujingi), богемный, абстрактный, свободный. Этот стиль характеризуется длинным тонким сильно изогнутым стволом и расположенной в верхней части ствола компактной кроной, состоящей из одной или нескольких веток, зрительно сформированных в виде треугольника.

Источник: http://bonsaibark.com/2015/10/15/bunjin-wizard/
Источник: http://bonsaibark.com/2015/10/15/bunjin-wizard/

Такие деревья принято сажать в небольшие круглые или овальные плошки со скромным дизайном. Маленькая плошка сдерживает рост растения, а неяркий дизайн акцентирует особенности дерева. «Литературные» деревья как и все бонсай имеют свое «лицо» - сторону, с которой принято демонстрировать экземпляр. Но в отличие от бонсай других стилей, эти деревья принято рассматривать и оценивать с разных сторон, в трехмерном исполнении. Особо ценится дерево, которое с любого ракурса выглядит интересно.

Многоствольный бонсай в стиле Bujingi (Literati). Фото: Naoki Maeoka 
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/sign-in--532972937137908580/
Многоствольный бонсай в стиле Bujingi (Literati). Фото: Naoki Maeoka Источник: https://ru.pinterest.com/pin/sign-in--532972937137908580/

Подобрать изображение дерева, сформированного в литературном стиле самой природой очень трудно. Считается, что наиболее соответствуют ему деревья, растущие в подлеске, когда растение вынуждено тянуться к свету верхними ветками, не испытывая нужды в затененных нижних. Ветки дерева слабеют и обламываются постепенно падающими под натиском снега и ветра с вершин высоких деревьев другими ветками. А нижнее дерево терпеливо продолжает отращивать макушку.

Иногда в качестве примера приводят фото деревьев, растущих в горах. В своей известной видеолекции о стилях бонсай Павел Горбачев привел фото одиноко стоящего дерева, предположительно объеденного внизу животными. Мне показалось уместным привести в качестве примера две фотографии, размещенные ниже. Я буду благодарна, если кто-то сможет усилить материалы статьи фото или ссылкой на источник, содержащий фото таких деревьев в природе.

Источник: https://ucrazy.ru/foto/1231096230-gigantskieineobychnyederevya73foto.html
Источник: https://ucrazy.ru/foto/1231096230-gigantskieineobychnyederevya73foto.html

Литературный стиль, хотя уже давно включен в перечень классических стилей бонсай, является особенным. Он возник «не благодаря, а вопреки». Основные стили деревьев определялись исходя из наблюдения мастеров бонсай за природой. В своих работах они имитировали формы деревьев, которые встречаются в природе: деревья равнин, плотно стоящих лесов, деревьев, обдуваемых ветрами в горах и на морских побережьях.

Литературный стиль возник, скорее, из принципиального подражания тому, как минималистично на своих картинах изображали деревья японские художники школы Нанга (Nanga, яп. 南画, «южная живопись»), относящейся к концу периода Эдо (1603 -1868 гг.). Дерево только обозначалось на картине. Оно не должно было загромождать изображнение подробностями, но в то же время его присутствие раскрывало целую сюжетную линию. Это могла быть ветка цветущей сливы, обозначающей начало весны, или несколько линий и пятен, похожих на скопление иероглифов, обозначающих лес в пейзаже.

«Ствол и ветви надо писать в форме, близкой иероглифу «нюй» . Другие ветви и стебли возникают из их формы». Отрывок из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (Китай, 1689 г.). Перевод  Е. В. Заводской.  
Источник: http://www.limada.ru/post349448511
«Ствол и ветви надо писать в форме, близкой иероглифу «нюй» . Другие ветви и стебли возникают из их формы». Отрывок из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (Китай, 1689 г.). Перевод Е. В. Заводской. Источник: http://www.limada.ru/post349448511

Японский стиль школы Нанга в свою очередь опирался на сюжеты и технологии произведений Южной школы китайской живописи (文人画; wén rén huà), которые проникали в Японию в виде гравюр и книг. Эти картины отличались символичностью изображений, выполнялись в основном черной тушью, сопровождались каллиграфическими надписями. Удалось найти вот такой перевод: Bujin- это перевод китайской фразы wen ren, означающей «ученые, занимающиеся искусством», а gi- производное от японского слова ki, означающего «дерево».

Пейзаж с каллиграфией. Накабаяси Тикуто (яп. 大文 竹洞; 1776 -1853)  
Источник: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.fe2be619-63674c49-48a5696e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Nakabayashi_Chikutō
Пейзаж с каллиграфией. Накабаяси Тикуто (яп. 大文 竹洞; 1776 -1853) Источник: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.fe2be619-63674c49-48a5696e-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Nakabayashi_Chikutō

При формировании деревьев бонсай различных стилей применяются некоторые методики выращивания толстого ствола, определяется порядок размещения веток, а также общая форма дерева. Формируя Буджинги, тоже следует учитывать некоторые общие рекомендации: не брать в работу деревья, которые склонны хорошо наращивать толщину ствола, формируя ствол проволокой или с помощью обрезки, следует добиваться плавных изгибов и помнить о трехмерности композиции.

Источник: https://happymodern.ru/karlikovye-derevya-dlya-doma/
Источник: https://happymodern.ru/karlikovye-derevya-dlya-doma/

Иногда внури этого стиля можно видеть черты, например, свободного прямостоящего или каскадного стилей. Рекомендуется обращать внимание на желательные признаки «старого» ствола. Так как крона литературного бонсай минимальна, наиболее подходят растения с мелкой листвой. Чаще всего буджинги формируют из вязов, сосен, можжевельников. Хорошо поддерживают этот стиль древесные лианы.

Бонсай сумах (лат. Rhus typhina). Посажено в 1967 г., в культуре с 1970 г. Художник Лео Каннингем (Leo Cunningham (1915-2004), США.  
Источник: https://www.flickr.com/photos/grundlepuck/2961042750
Бонсай сумах (лат. Rhus typhina). Посажено в 1967 г., в культуре с 1970 г. Художник Лео Каннингем (Leo Cunningham (1915-2004), США. Источник: https://www.flickr.com/photos/grundlepuck/2961042750

Но особенность литературного стиля бонсай в том, что при формировании его художник наиболее свободен в своем видении дерева, в выборе его окончательной формы. Это «фантазийный» стиль. Несмотря на то, что он кажется простым, является одним из самым сложных.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Самое интересное – впереди.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте