Найти тему
Мультмейкеры

Эээ, фестивальная, тебя как понимать?

Оглавление

В Москве заканчивается Большой фестиваль мультфильмов, а значит мы стали зрителями огромного количества коммерческой и авторской анимации. И, если с коммерческой все более-менее понятно, то к авторской чаще всего возникают вопросы. И самый первый - что это вообще было?..

Вот об этом и поговорим в этой статье - что такое авторская фестивальная анимация, как ее смотреть и как хоть чуть-чуть понимать.

Нарративная анимация всегда лучше воспринимается зрителем, потому что у такой истории есть начало-середина-конец, что привычно и понятно для мозга (кадр из к/м Татьяны Киселёвой "Мой друг Тигр")
Нарративная анимация всегда лучше воспринимается зрителем, потому что у такой истории есть начало-середина-конец, что привычно и понятно для мозга (кадр из к/м Татьяны Киселёвой "Мой друг Тигр")

Фестивальная анимация - это почти всегда работы с сильным авторским видением, что и влечет за собой все плюсы и минусы. Как правило, в таких работах автор мультфильма не всегда придерживается каких-то правил, скорее наоборот, он их нарушает всеми доступными средствами. Отсюда мы получаем зачастую сложное произведение, понятное только автору. А иногда и непонятное ему самому.

Но это норма. Должен же художник где-то выплескивать нерастраченный креатив и экспериментировать?..

Так или иначе, в авторском мультфильме мы зачастую становимся свидетелями рефлексии (переживания) автором какого-то опыта, чаще всего болезненного, что уж там. И, если душа человека потемки, то именно авторская анимация позволяет максимально глубоко в эту душу заглянуть.

Далее я предлагаю рассмотреть авторскую (фестивальную) анимацию с точки зрения некоторых критериев, которые я вывела для себя пару лет назад, но которые не потеряли своей актуальности. И как будто бы так все становиться гораздо понятнее (и для меня тоже, ведь я сама в процессе изучения этого вопроса).

НАРРАТИВ или "повествование"

Анимация бывает или нарративная (повествовательная) или не нарративная. Если на экране история, где можно без проблем выявить начало (завязку), середину (перипетии) и конец (развязку), то это анимация нарративная, т.е. повествовательная. Если вы 5 минут смотрите, как под ритмичную музыку множиться квадратики, то это анимация бессюжетная и скорее относиться к эксперименту с пластикой, визуалом, звуком. Такая анимация напрямую работает с впечатлением автора и зрителя.

ТЕМА и ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Пожалуй, нигде так ярко, как в фестивальной анимации не прослеживается четкое, конкретное высказывание автора. "О чем мультфильм?" - задайте вопрос и наверняка вы легко и просто сможете ответить "о любви", "о семье", " о дружбе". А вот высказывание бывает спрятано гораздо глубже, но и найти его гораздо интереснее.

Например, в мультфильме "3,4 унции" Пьера Грильера мы смотрим, как человекоподобных робот-пациент приходит к врачу с жалобой на боли в животе. Но врач говорит, что с животом все в порядке, это барахлит уставший мозг. Тогда пациент под угрозой смерти заставляет врача удалить ему мозг и умирает, в прямом смысле рассыпаясь на куски. И, тем не менее, с экрана пациент произносит странно жизнеутверждающую фразу "я везде". Тема и высказывание? Для меня тема - ограничения. Высказывания - зачастую ум ограничивает нас, заставляя поверить в то, чего нет. Но при этом и нельзя полностью освободиться от мозга - без него мы просто исчезаем.

МЕТАФОРА

Если с экрана сказать "мозг нас ограничивает" или "любовь побеждает все" - это скучно и не трогает. Поэтому анимация активно работает с метафорой - скрытыми смыслами, образами, иносказаниями, которые рождаются в голове у зрителя при соединении двух-трех кадров.

И вот влюбленные, которые прыгают с крыши в первом кадре, а во втором смотрят телевизор, уже не воспринимаются на уровне - "Что? Почему они не разбились?!". Мы понимаем, что встретив друг друга, они бросились в эти отношения, как в омут с головой (точнее, сделали прыжок веры, как в компьютерной игре).

В художественном решении мультфильма "До любви" Игоря Ковалева сразу читается авторский подход к раскатыванию истории. В том числе с помощью каких приемов - метафор, гротеска, абсурда - это делать.
В художественном решении мультфильма "До любви" Игоря Ковалева сразу читается авторский подход к раскатыванию истории. В том числе с помощью каких приемов - метафор, гротеска, абсурда - это делать.

ГРОТЕСК, АБСУРД и ДОСЛОВНОСТЬ

Очень близкий к метафоре пункт и один из главных выразительных инструментов анимации в целом (фестивальной в особенности). Если герой - трус, то при встрече с опасностью он будет дрожать так, что превратится в одну волнистую линию, если герой устал - у него в прямом смысле могут отвалиться руки или ноги.

Очень крутой пример я видела на выставке "Потолок", посвященной современной анимации. Короткий мультик на несколько секунд. Итак, парень сидит за столом, зачерпывает ложкой суп, глотает... И после этого происходит какой-то сюр с адскими гримасами и гротескно вытекающими глазами. А потом у парня взрывается голова и стекает в тарелку.

Что это было? Максимально дословная и абсурдная передача эмоции - суп такой острый, что голова лопается!

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Песочная анимация, коллажи, иллюстрация, графика, акварель... Почему бы не рассказать историю через следы? Или не разместить все происходящее на одной линии? А как еще можно показать пространство? Или течение времени? ..

Фестивальная анимация - это бесконечные эксперименты с формами, фактурами, звуками, монтажом в поисках новых выразительных средств.

Зачем?

Во-первых, это красиво (хотя иногда нет - и тут мы говорим об эстетике уродства). Во-вторых - я художник, я так вижу и чувствую. Что тоже круто, ведь благодаря анимации можно заглянуть в голову другому человеку и увидеть мир с его точки зрения, в максимально полной цвето- и звуко-передаче. А в третьих - надо же, как интересно получилось? И почему так не догадался сделать кто-то другой? Что уж говорить, аниматоры - это большие дети, которые простоя любят похулиганить.

Не все знают, но в своих короткометражных мультфильмах Pixar тоже активно экспериментирует, просто, может быть, не так радикально с визуальной точки зрения.
Не все знают, но в своих короткометражных мультфильмах Pixar тоже активно экспериментирует, просто, может быть, не так радикально с визуальной точки зрения.

Удивительно, но не вся экспериментальная анимация выглядит так, что без специальной подготовки не разберешься. Например, тот же самый Pixar тоже активно экспериментирует в своих короткометражных мультфильмах, которые потом показывает перед полными метрами в кинотеатрах. Только они, как правило, экспериментируют с компьютерными программами. Например, делают симуляцию реалистичной воды или песка, учатся делать облака или новые сложные фактуры. Об этом подробнее я могу рассказать в следующий раз.

Надеюсь после такого небольшого обзора критериев фестивальная анимация стала вам чуть понятнее. По-крайней мере можно перестать ее ругать за "ну кто так снимает" и "что это вообще было", как думаете?

___________________________________________________________________________________

Благодарю вас за то, что прочитали эту статью до конца!

Буду рада обсудить ваши вопросы или выслушать ваше мнение в комментариях.

Так же вам могут понравиться другие мои статьи про анимацию:

Анимационные фестивали - где смотреть мультики?
Мультмейкеры22 октября 2022
"Нет достойных сценариев": кто виноват и что делать?
Мультмейкеры24 сентября 2022
"Я краснею": тренд или провал?
Мультмейкеры3 сентября 2022

Так же приглашаю вас присоединиться к сообществу Мультмейкеров в Телеграмм-канале. Там у нас идет более живое общение в режиме life, я делюсь опытом работы на анимационных сериалах, публикую сценичные и не только лайфхаки, пишу отзывы на мультфильмы.

Всем мультики!