Найти тему
Valery Sannikov

Русский федерализм.

По сути история федерализма – это история больших государств, вечной борьбы центра и регионов. Война императора и местных царьков длится на протяжении тысячелетий, со времён возникновения государства. Меняются только имена и звания – Юлий и наместники, Карл и герцоги, Иван и бояре. Сильный центр – состоявшееся федеративное государство. Слабый центр – десяток унитарных, этнических, едва связанных друг с другом, часто враждебных территорий. Или ещё хуже – квазистрана, поделённая на сферы влияния олигархами - распоясавшимися купчиками, дорвавшимися до политической власти.

Россия – страна федеративная. Лично я не рад этому. Очень напрягает разношёрстность наших регионов. Мозгами я понимаю, что в огромной стране унификация невозможна, что титульные национальности на местах имеют полное право на относительную независимость от центральной власти. А из банального чувства справедливости хочется, чтобы все народы России были равноправными. В том числе и русский (этнический). Я понимаю, что марийцы и калмыки, осетины и чуваши, ценя собственное выстраданное достоинство, никогда и ни за что не согласятся снова стать областями (губерниями) России. Дагестанцы зарежут меня, если я им напомню, что фактически их республика – автономное образование. Смех в зале, внимательные прищуренные глаза? Но возможная Липецкая республика, Архангельская, Новгородская и ещё два десятка русских республик (а ведь и такие проекты существуют) - выравненный статус всех субъектов федерации и… ещё одна центробежная бомба под Российскую государственность. Осталось только не забыть добавить к Рязанской республике слово русская – а то через поколение и памяти о русских не останется - будут рязанцы, вологжане да нижегородцы.

Назовите мне хотя бы одну страну, кроме России, состоящую из республик. Нет такой. А почему? Потому что республика подразумевает под собой политическую независимость, к которой республика и движется. Удержит ли центр своей властью столько стран (я не оговорился – готовых стран) вместе? Чуть центр даст трещину и опять посыпемся? А слабая федерация, вовремя не удержавшая, не укрепившая вертикаль власти, обязательно распадётся.

В плане национального строительства Россия, пожалуй одно из самых неординарных образований. У нас есть народы, создавшие свою государственность до вхождения в её состав, а есть такие, которым Россия помогла сформировать свои национальные институты. Да, есть народы, чуть не исчезнувшие и не потерявшиеся среди других. Ряд малых народов вообще исчез – растворился либо ассимилировался.

А вот многомиллионный невесть откуда взявшийся Казахстан (современное государство, а не народ) уже помахал России-матушке независимой рукой. Но кто от этого выиграл?

-2

Мы помним, что Российская Империя формально являлась унитарным государством. Губернии (административные) были даже на национальных территориях. Это не спасло слабую царскую Россию от полного отложения ряда территорий (между прочим, самоуправляемых). Большевики сделали сложное федеративное устройство страны, но даже формально признавая право выхода из Союза, заложили тем самым «бомбу» будущего распада ослабленного СССР. Посыпались.

Значит, всё дело не в названии территорий, скажут мне правозащитники, а в качестве жизни. Я согласен, качество пока хромает. Но территориальное обозначение в данном случае есть один из пунктов правильной организации нашего общежития, что несомненно отражается и на уровне нашего благосостояния. Эти проблемы не решаются поодиночке.

Можно ли в этом вопросе нащупать какие-то неординарные решения? Наверное, нет. Но нивелировать, хотя бы ослабить ситуацию надо попытаться. Не умаляя статуса национальных республик как-то повысить статус краёв и областей, хотя любой чиновник мне укажет, что субъекты нашей федерации совершенно равноправны. Экономически – да. А политически? Рязанская республика, простите, область вряд ли объявит об отделении от России. А малый народ с выстроенной государственной системой?

Чисто логически или даже интуитивно простой работяга-великоросс, оказавшись без собственной малой республики, вынужден (порою нехотя, через силу) объявлять своей республикой ВСЮ федеративную Россию. И в отличие от национальных руководителей, пользующихся заслуженным авторитетом в своих республиках-регионах, лидером бездомных великороссов вынужден становиться непосредственно Президент всея России. Странный политический альянс, скрепляющий всё государство снизу доверху. Да, это срабатывает, но я не считаю это справедливым. Складывается впечатление, что большая Россия нужна только русским (этническим).

Слава Богу, прекращён парад суверенитетов, чуть не обрушивший саму Россию в 90-е годы, но положение лишь заморожено. Ситуация патовая. Федеральная власть осторожно наступает, но пока не может отменить национальное республиканство, боясь потерять лояльность местных элит. Местные элиты, посмеиваясь, неплохо на этом зарабатывают. Мировое «сообщество» трубит об авторитаризме русского режима, а любое укрепление российского федерализма и межрегиональных отношений воспринимается как наступление на демократию и ущемление прав и свобод нацменов.

Да, федеральная власть и все мы вовремя одумались и конституционально зафиксировали, что право одностороннего выхода из состава федерации не предусмотрено: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Но остановит ли эта запись (или любая подобная, даже высеченная в камне) состоявшуюся маленькую нацию со всеми государственными атрибутами? Самоопределится и выйдет. И не ждите спасибо за сохранение от уничтожения под щитом России, за мало-мальское развитие, культуру и образование. Народ как человек, не хочет жить прошлым и помнить слабые (как ему кажется) периоды своей биографии. И освободившись от опеки, будет не помнить, а припоминать. Это жестокая правда и надо быть к ней готовыми.

Мне скажут, дело не в народе, «выбравшем» самоопределение, а в его элите – самой энергичной части этноса. Вектор национального развития во многом определяется именно этой частью общества. Согласен, но тем печальнее для народа, не могущего контролировать эти «сливки» и порою подчиняющегося даже вопреки здравому смыслу и явной экономической выгоде. Направление, которое выбирают ультранационально настроенные представители региональных правящих кругов, часто оказывается антинародным.

Кто-то из регионалов усмехнётся – что бы запел автор, будучи представителем малого народа? Вопрос сложный. Вот я – ингермаландец или карел. Рядом – независимые (?) Финляндия и Эстония, с недоверием посматривающие на большого соседа. Обе долго были в составе Великороссии и теперь спрашивают меня – а ты чего ждёшь? А я не знаю ответа. Я, нацмен-россиянин, честно признаюсь в этом. И самое неприятное в этом, что ответа в нашей стране не знает никто. То, что бывшие куски России стали политически и экономически зависимыми частями другого монструозного Союза – утешение слабое. Их исторический опыт жизни в России им неприятен. Этот опыт они переносят на новую Россию. Да, мир стремительно меняется. Меняется Россия, но их генетический страх непреодолим. Эту фобию они предлагают мне. И я как нацмен стою на перепутье: подниматься и благоустраиваться со всей Россией или… Что? Уходить в подполье, в схроны?

Чёткой стратегии развития межнациональных (зачастую де-факто межрегиональных) отношений сегодня в России нет. Прежний лозунг дружбы народов себя не исчерпал, но находится под жесточайшим прессингом. Что-то новое (хорошо забытое) – добрососедство, межнациональная интеграция, внерелигиозные семьи, наднациональное общество - тотально шельмуется. Кучкование России по национально-территориальному признаку – звонок на отделенчество. И здесь как ни крути надо влиять на мировоззрение подрастающего поколения, разговаривать с ними, объяснять даже через силу. Им жить после нас и главный выбор будет за ними.

И чтобы эвенк не ушёл в тундру, а калмык смотрел не только в степь, федеральные отношения не должны быть жёсткими оковами для регионов - ни в политике, ни в экономике, ни в других сферах. И главное - надо улучшать благосостояние рядовых россиян. Не опускать руки перед суровым климатом, принимать его и понимать, что мягких европейских условий проживания от природы нам пока ждать не стоит. Но это наши земли и на них нам надо не выживать, а жить и всесторонне развиваться. И не отталкивать от себя сомневающихся и ослабевших. Региональное добрососедство в первую очередь – это взаимоуважение и взаимопомощь.

-3

А пока хочется уточнить, что на территории Российской Федерации существует только одна – Российская федеративная - республика. И называть её субъекты республиками – непростительная роскошь. Да, любому юристу понятно, что эти республики – национальные. Это видно из их названий. Но в Конституции чётко об этом не говорится, и для простого дальнобойщика что республика Башкортостан, что Словацкая республика – одинаковы по статусу. Такое явное противоречие необходимо убрать, однако пока федеральная власть этого сделать не может - вряд ли народы России сегодня согласятся на маленькое национальное уточнение в терминах.

Федеративная приписка регионов – Российская Чеченская республика, Российская республика Крым, Российская республика Карелия – утяжеляет наименование регионов, но кажется мне более логичной и прочной, чем просто республика. Но что скажет стая?

Тем более не согласятся наши граждане и на радикальное выравнивающее предложение – единое название для всех субъектов федерации. По сути это существует во всех федерациях. США, Индия разделены на штаты, Германия на земли, Швейцария (да-да) на кантоны, и т.д. Есть округа, территории, автономные образования, провинции, графства и воеводства. Что бы из такого многообразия подошло нам? Рискну предложить пару вариантов.

Земля – красивое обобщающее название, официально не применяемое, но употребляемое в народе. Прислушаемся – Вологодская земля, Чеченская земля, земля Марий Эл.

Край – широкое звучное слово, и применяемое и употребляемое. Слушаем - Владимирский край, Дагестанский край, край Саха.

Страна (сторона) – старинное русское слово, обозначающее определённую оформленную территорию. Ленинградская сторона, Калмыкская сторона. Или Свердловская страна, страна Северная Осетия. Смешно с непривычки?

Республика в отличие от предложенных названий политически самостоятельное слово, опасное своей чётко обозначенной целью. Дело народа должно касаться всего государства, а не только части его территории. Иначе вскоре эта часть де-факто и де-юре объявит себя отдельным государством.

Понятия регион, округ, субъект федерации уже вовсю используются нашими политиками и военными и сегодня лингвистически некорректны для единообразного статусного обозначения.

Но ведь есть позабытые рубеж, знамя, стяг, сечь, волость (власть, улус), круг, кольцо, пояс, поле, полоса и т.д. А почему бы не ввести новые территориальные понятия? Не всё же с иностранцев срисовывать. Приволье, раздолье, широта, глубина, размах – чтоб по-нашему, по-российски. Воронежская широта, Калмыкское приволье, Мордовский размах…

Я думаю, что при крепком стабильном мыслящем центре разумное единообразие регионов будет неизбежно.

И напоследок. Мир смеётся и бьёт в тамтамы, лицезрея странное образование на нашем Дальнем Востоке – Еврейскую автономию без евреев. Я могу понять его существование до появления государства Израиль. А сейчас? Ну не получилось привлечь еврейское население Советской России к производительному труду, разбежались они. Что нам теперь, посыпать голову пеплом в течении десятилетий? Надо поставить в дальневосточном «еврейском вопросе» большую точку, упразднив такой субъект федерации. Или переименовать - земля обетованная, невостребованная. Шучу.

…С большой кровью царская Россия из многонационального унитарного государства превратилась в национально-федеративный СССР. Новая неуверенная в себе Россия 90-х опять наступила на эти грабли. Да, многие будут со мной не согласны, но я считаю, что в России не должно быть политически обособленных национальных территорий – республик. Губернии, края, регионы – ради Бога, приму любое обозначение национально-административной единицы, с обязательным указанием титульного народа, искони проживающего на своей земле. Федерализация должна касаться всего, кроме политической обособленности частей государственной территории.

Наша общая возрождающаяся Родина должна готовиться к приёму\возвращению неправомерно отторгнутых территорий. Я уже под санкциями? Пусть. Но принимать вернувшихся из Закавказья, Прибалтики и ближних окраин необходимо на понятных условиях – ВСЕ российские регионы экономически и политически равноправны.

…И ещё. После словосочетания Российская Федерация очень хочется добавить – лёгкой атлетики. Всё-таки Российский Союз звучит жёстче и увереннее – впику Союзу Европы и т.п.

-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц