Найти в Дзене

Сказать нельзя молчать.

Инструкция по вежливому обозначению личных границ и формирование навыка выражать свою потребность.

Сталкивались ли вы с непрошенными советами, неудобными вопросами, неприятными комментариями в свой адрес? Все это признаки нарушения границ. Когда нам некомфортно в общении, то возникает желание или поставить на место бестактного нарушителя, или вовсе закрыться и промолчать, но правильно ли это? Данный гайд поможет вам выстроить вежливую коммуникацию: как не позволять людям нарушать ваши границы и при этом сохранить эмоциональное и физическое здоровье.

Первый признак того, что ваши эмоциональные границы нарушены это чувство дискомфорта и возмущение «как так?» и наша психика включает три типа защитных механизмов:

· Бей

· Беги

· Замр

Реакция по типу бей – вызывает встречное нападение и вы можете нахамить человеку, используя фразы: это не твое дело! Я и без тебя разберусь, не суй свой нос! Агрессией невозможно донести суть проблемы, агрессия рождает конфликт. В теле возникает много возмущения и это база для зарождения психосоматических проблем, таких как проблемы с желудком. Намного эффективнее спокойно выразить свою потребность.

Реакция по типу «замри» - ты будешь молчать, держать все в себе и ждать, что люди сами догадаются, что с тобой поступили как-то нехорошо. Молчание и накапливание обид приводит к психосоматическим проявлением. Вместо тебя о твоей потребности скажет тело через болезнь.

Выбирая реакцию «Беги» ты даже не попытаешься объяснить или дать понять, что что-то идет не так, что твои чувства задеты. Вместо этого ты делаешь вывод «ой все» и игнорируешь. Такая реакция свойственна людям, которые боятся столкнуться с отвержением твоих потребностей и поэтому отвергаешь первым, как бы действуешь на опережение. Но игнорируя свои чувства, ты снова удерживаешь их в теле.

Как решить эту проблему:

1. Заметить свои чувства. Обнаружить для себя, что данная ситуация не ок для вас

2. Обозначить ситуацию без оценки и обвинения, всегда начинайте говорить через «я-сообщение» или «мне неприятно, когда….»

3. Далее вы описываете то, что произошло «мне неприятно, когда мою внешность критикуют (к примеру)

4. Выразите чувства «мне неприятно, когда мою внешность критикуют, мне становится очень обидно…..»

5. Просьба, обозначьте как было бы вам комфортно в дальнейшем вести коммуникацию мне неприятно, когда мою внешность критикуют, мне становится очень обидно, я буду благодарна, если ты не будешь такое мне говорить»

Обратите внимание, что вы тут не нападаете, не хамите, но даете понять человеку, что вы уважаете себя и его. Ситуации могут быть разными, но это универсальная формула, которая точно поможет вам сделать ваше общение приятным и безопасным.

Надеюсь, эта статья была для вас полезна.