Автор - Reconquistador #
Автор - Пол Салем, директор вашингтонского Института Ближнего Востока.
8 ноября американцы пойдут на выборы. На карту поставлено многое: на федеральном уровне - контроль над палатой представителей и сенатом. Кроме того результаты голосования окажут влияние на законодательные органы, губернаторства и другие должности на уровне штатов.
Согласно последним оценкам, республиканцы имеют высокие шансы получить большинство в палате представителей и 50% - на обретение контроля над сенатом. Американские избиратели больше всего сосредоточены на внутренних проблемах, таких как высокая инфляция, цены на газ, преступность, нелегальная иммиграция, вопрос об абортах и надвигающаяся рецессия. Хотя военная операция России на Украине занимает изрядное медийное пространство, вопросы внешней политики в целом не играют существенной роли при принятии решений избирателями.
Внешняя политика, как правило, определяется президентом и исполнительной властью, но конгресс по-прежнему "отбрасывает длинную тень" на внешнеполитический курс. Палата представителей контролирует расходы, поэтому внешнеполитические решения, требующие затрат – будь то поддержка Украины или международная помощь по борьбе с Covid-19, – требуют одобрения палаты представителей. Это что касается "пряника", а если Белый дом хочет выбрать "кнут", то потребуется одобрение конгресса.
Сенат имеет право голоса при утверждении или блокировании кандидатур Белого дома на должности послов и другие высокие государственные посты; и он может использовать эту привилегию для влияния на исполнительную власть. Конгресс также может возражать против продажи оружия иностранцам или задерживать поставки, что может влиять на политические расчеты Белого дома, но для фактического блокирования оружейных контрактов требуется очень сложное защищенное от вето большинство голосов в обеих палатах.
Важно отметить, что за два года до следующих президентских выборов в 2024 году можно ожидать, что какое бы большинство ни получили республиканцы, они будут использовать его для ослабления демократической администрации, чтобы дать следующему кандидату в президенты от республиканцев преимущество на пути в Белый дом. Поэтому если нынешняя оппозиция получит контроль над любой из палат конгресса, то администрация Джо Байдена остаток срока будет отбиваться от парламентских расследований.
Примечательно, однако, что несмотря на ожесточенные и глубокие разногласия по внутриполитической повестке, республиканцы и демократы практически неотличимы по вопросам внешней политики. Обе партии выступают за жесткую позицию в отношении России и за поддержку Украины. Правда, среди республиканцев есть и "ястребы", которые выступают за более эффективную военную поддержку Украины, чем до сих пор предлагала демократическая администрация, и меньшинство, которое постепенно начинает возражать против крупномасштабной экономической и военной помощи Украине. При наступлении потенциальной рецессии республиканский конгресс может отказаться от направления миллиардов долларов на Украину.
Обе партии занимают жесткую позицию в отношении Китая, и при республиканском контроле конгресс, скорее всего, продолжит в том же духе.
На Ближнем Востоке позиции сторон также уже не далеки друг от друга. Показательным примером является Иран: демократическая администрация уже практически отказалась от "ядерной сделки", а республиканцы все это время выступали против возвращения к СВПД. Республиканский конгресс сделал бы возврат к сделке еще более маловероятным.
Что касается отношений со странами Персидского залива, обе партии понимают экономическую и стратегическую важность отношений с Саудовской Аравией, ОАЭ и их соседями, но в равной степени взбешены недавним решением ОПЕК+ увеличить добычу нефти, а также до сих пор теплыми отношениями между странами Залива и РФ, при том что Вашингтон считает Россию Владимира Путина "новым смертельным врагом Запада". Запланированное участие председателя КНР Си Цзиньпина в трех саммитах в Саудовской Аравии также вызывает обеспокоенность в Вашингтоне. Американо-саудовские связи - давние и глубокие, но текущая напряженность в отношениях реальна, и промежуточные выборы ее не ослабят. Идея о том, что этот кризис связан только с Демпартией, ошибочна: в Республиканской партии также имеется глубокая обеспокоенность. Для преодоления нынешней напряженности и предотвращения более глубокого раскола потребуется энергичная дипломатия с обеих сторон с опорой на общие интересы.
Обе американские партии также поддерживают Израиль и "Соглашения Абрахама", которые были заключены в конце срока полномочий Дональда Трампа. Следующим большим шагом с т.з. Вашингтона должна стать потенциальная нормализация между Израилем и Саудовской Аравией. Но с учетом крайне правого крена израильской политики и непростых отношений между Байденом и наследным принцем КСА такой прорыв, вероятно, произойдет не ранее появления следующего обитателя Белого дома в 2025 году.
Таким образом, промежуточные выборы в США не окажут слишком сильного влияния на американо-ближневосточные отношения. В вопросе о возвращении (или нет) к "ядерной сделке" с Ираном мяч, как и сейчас, останется на иранской стороне. Но протестное движение в Иране и спекуляции о том, что Тегеран отправляет беспилотники России для войны на Украине, делают возобновление СВПД еще менее вероятным. Вместо этого возможна военная эскалация в регионе на фоне сообщений о потенциальных иранских атаках на Саудовскую Аравию.
Напряженность в американо-саудовских отношениях, вероятно, сохранится по крайней мере до тех пор, пока не закончится война на Украине и/или пока не успокоятся энергетические рынки. Но в связи с продолжающейся эскалацией на Украине и энергетическим кризисом в Европе на фоне приближающейся зимы, напряженность, скорее всего, даже усугубится.
Мир переживает тектонические потрясения. У США и стран Персидского залива есть и общие, и разные интересы. Для обеих сторон важно поддерживать взаимовыгодные аспекты своих разноплановых экономических, политических отношений, взаимосвязей в области безопасности и культуры, одновременно справляясь с естественной напряженностью в результате несовпадения интересов. Промежуточные выборы не изменят основ, но поскольку в Вашингтоне начинает формироваться новый баланс сил, следует за этим понаблюдать в период подготовки к президентским выборам в 2024 году.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).