Многие люди читают книги пассивно, неосознанно и через одну-две недели забывают практически всё, что прочитали. Я считаю, что лучше глубоко разобрать одну книгу, чем сотню проглотить, не пережёвывая. Такое свойство нашей памяти - больше 90% воспринятой нами информации забывается. Сборник Марка Аврелия "Наедине с собой" по моему мнению является кладезем глубоких мыслей, которые никогда не явятся нам при поверхностном прочтении. Эту книгу можно читать бесконечное количество раз и постоянно видеть её под совершенно другим углом. Давайте я попробую разобрать один фрагмент этой книги и показать, сколько разных интересных идей для себя я от туда вынес.
Итак, одиннадцатый фрагмент второй книги "Наедине с собой". Он достаточно большой, давайте и его поделим на части.
Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.
Тут, по моему мнению, Марк Аврелий говорит о ценности жизни и об осознании её конечности. У нас есть одна жизни и её следует прожить так, чтобы даже оказавшись перед лицом смерти, вы ни капельки не жалели о чём-то несделанном или сделанном неудачно. Тут важно отметить, что Марк Аврелий говорит не о том, чтобы жить так, как будто твой день последний. Это не экстра день, за который вам нужно успеть сделать всё. Нет. Нужно жить так, чтобы даже узнав о том, что сегодня ваш последний день, вы ничего не изменили в своей жизни, потому что вы и так помышляете и живёте правильно. Вам ничего менять и не нужно.
Если боги существуют, то выбыть из числа людей вовсе не страшно: ведь боги не ввергнут тебя во зло. Если же богов не существует или им нет дела до людей, то что за смысл жить в мире, где нет богов или нет промысла?
Здесь Марк Аврелий говорит о бессмысленности боязни смерти, потому что если ты прожил достойную жизнь, то они не ввергнут тебя во зло. Далее он ставит под вопрос существование бога и всё таки рассматривает альтернативную версию - "Какой смысл жить, если нет смысла?" Тут мне кажется этот вопрос не является риторическим. Несмотря на то, что автор далее исходит из позиции наличия бога, в его других фрагментах можно понять, что если бога всё таки нет и смысл не заложен заранее богами, то мы способны этот смысл создавать сами. Самостоятельно наделять вещи "промыслом" и также творить мир вокруг себя самостоятельно. Формировать среду, а не жаловаться на неё.
Смерть и жизнь, слава и бесчестье, страдание и наслаждение, богатство и бедность – все это одинаково выпадает на долю как хорошим людям, так и дурным. Все это не прекрасно и не постыдно, а следовательно, не благо и не зло.
Здесь Марк Аврелий говорит о нейтральности всех категорий. Добро и зло не могут быть сами по себе. У многих людей есть стереотип, что слава свойственна хорошим людям, а бесчестье дурным, но это не так. Могут быть хорошие бесчестные люди, хорошие бедные или плохие богатые.
Итак, если переносить все эти истины на современность, то можно сделать много интересных выводов.
Во-первых, конечность жизни не должна нас пугать, а подстёгивать начать жить так, чтобы даже оказавшись перед лицом смерти, мы не думали о том, что нужно было поступать иначе и жить другим образом.
Во-вторых, существование или несуществование бога никак не должно влиять на нашу жизнь. Если бог есть, то познание себя и окружающего мира является закономерным, так как бог заложил во все предметы смысл и истину, к который мы должны стремится. Если же бога нет, то мы этот смысл можем создавать самостоятельно, наделять вещи своими понятиями и искать истинность при помощи собственного опыта. С богом - проливать свет на уже имеющиеся истины. Без бога - создавать свет для проливания на истины.
В-третьих, не стоит судить о людях только по их каким-то конкретным качествам. Любые качества могут быть присущи как доброму, так и плохому человеку.