https://en.wikipedia.org/wiki/Jack_Nitzsche
https://spectropop.com/JackNitzsche/index.htm
https://milosforman.com/en/movies/one-flew-over-the-cuckoos-nest
Один из продюсеров фильма "Пролетая над гнездом кукушки / "One Flew Over the Cuckoo's Nest" (1975) актер Майкл Дуглас в комментариях к "специальному" 2-DVD изданию фильма 2005 года вспоминает, как один раз решил приехать на сессию записи музыки для фильма, которую делал Джек Ницше (Jack Nitzsche).
Майкл рассказывает, что Ницше ему настойчиво рекомендовал его хороший друг, известнейший композитор и певец Арт Гарфанкел (Art Garfunkel). По признанию Майкла Дугласа, он никогда не забудет ту свою единственную памятную сессию...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарфанкел,_Арт
https://en.wikipedia.org/wiki/Fantasy_Studios
Музыка записывалась на студии звукозаписи "Fantasy Studios" (Беркли, Калифорния). Когда Дуглас припарковался, то он очень удивился присутствию около студии совершенно допотопного грузовичка, из кузова которого человек внушительных размеров в рабочем комбинезоне, по виду фермер, вытаскивал огромную ручную пилу для распилки деревьев... Майкл подошел и спросил его, что вообще происходит? В ответ этот человек его спросил, где можно найти Джека НАЙТЧА? Дуглас уточнил, имеет ли он в виду Джека НИЦШЕ? Фермер утвердительно закивал головой. Недоумевающий Майкл проследовал вместе с ним на студию.
Дальше-больше. В студии Майкл Дуглас увидел Джека Ницше, производящего какие-то странные манипуляции с бокалами, наполненными водой - он водил пальцем по краю, издавая странные монотонные звуки и бодро руководил процессом записи очередного дубля.
А затем, ошарашенный Майкл Дуглас наблюдает, как начинается запись игры на той самой пиле, принесенной фермером: "Уаууу-уаууу"... и в его голове начинает звучать мысль, что здесь "что-то не так" и что у них, походу, большие проблемы с музыкальной составляющей фильма... ...вероятно, они сделали огромнейшую ошибку, пригласив Ницше писать музыку, который превратил студию в подобие филиала сумасшедшего дома...
Но к огромному облегчению Дугласа, результат оказался более чем удовлетворительным:
"And lo and behold, it was one of the best scores I've ever heard in the film"
https://en.wikipedia.org/wiki/Musical_saw
https://musicalsawshop.com/musical-saws-history
В интервью 1981 года (см. аудио на 47 минуте) Джек Ницше немного рассказывает о создании музыки к фильму. Он говорит что Милош Форман услышал его запись "St. Giles Cripplegate" (1972) и поэтому пригласил писать музыку для "Пролетая над гнездом кукушки". Одна из любимых тем Ницше из фильма - написанная для сцены рыбалки на корабле. Он объединил в ней Гавайские, Мексиканские и Кантри-Вестерн мотивы, удивительным образом в них оказалось нечто общее и они прекрасно слились в одну композицию.
https://www.discogs.com/release/4608250-Jack-Nitzsche-St-Giles-Cripplegate
Этот альбом в раздаче: Jack Nitzsche - 6 альбомов - 1963-2006, MP3, 128-320 kbps
Джек Ницше рассказывает дальше в интервью, что для него процесс сочинения должен быть естественным, самопроизвольным. Если он ощущает внутри себя необходимость принуждения, то сразу останавливается. Ницше и понятия не имеет, откуда к нему приходят музыкальные идеи. Он долго пытался подобраться к "теме" для "Пролетая над кукушкиным гнездом", но однажды просто сел за пианино и та самая музыка заиграла сама собой. Он даже начинает "слышать" все партии инструментов уже словно готовые, их остается только записать.
В музыке для этого фильма Джек Ницше впервые для себя использовал "Музыкальную пилу" и во второй раз Crystal Glasses. Также он использовал Дульцимер и испанскую Guitarro - вместо баса
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дульцимер
https://en.wikipedia.org/wiki/Guitarro_(instrument)
Дополнительно см. интервью с Джеком Ницше 1998 года (за два года до смерти) в книге "This is Rebel Music. The Harvey Kubernik Innerviews" (2003): Джек убежден, что успех музыки из "Кукушки" был обеспечен лишь благодаря предоставленной ему полной свободы творчества. Впоследствии многие известные режиссеры предлагали ему сотрудничество и часто использовали в качестве temp-track темы из фильма.
ВОСПОМИНАНИЯ МИЛОША ФОРМАНА О РАБОТЕ С НИЦШЕ
Мой 20 век - Милош Форман, Ян Новак - Круговорот [1999, PDF, RUS]
Милош Форман в автобиографии "Круговорот" вспоминает знакомство и работу с Джеком Ницше.
Гл. Оркестр в чемодане
"Джон Клейн был дублером в «Гнезде кукушки», поэтому он мог сопровождать меня и в Сейлеме, и в Сан-Франциско. Джон разбирался в музыке. Однажды он принес мне послушать запись, которая ему нравилась. Диск был записан Лондонским симфоническим оркестром, хотя это была музыка композитора Джека Ницше, который теперь работал в основном в жанре поп-музыки. Он написал музыку к фильму «Представление», и Джон был с ним знаком.
Мне очень понравилась музыка Ницше, и в монтажной я стал проигрывать эту запись под наши эпизоды — они прекрасно сочетались. Я даже смонтировал несколько кусочков, соединив их с музыкой Ницше.
Когда был готов черновой вариант, я попросил Джона пригласить композитора на просмотр. Я с гордостью показал ему, что именно отобрал из его записи, ожидая, что он почувствует себя польщенным, но Ницше так разъярился, что чуть было не перестал со мной разговаривать.
— Что это такое! Это все не так! Это все бессмыслица! — орал он.
Я был близок к панике. Нас подпирали сроки, приближалась сдача фильма. Мы и так отставали, и теперь я боялся, что смертельно оскорбил Ницше и мне придется связываться с какими-нибудь ремесленниками, чтобы сделать музыкальное сопровождение фильма. К счастью, Джону Клейну удалось смягчить ситуацию. Джек согласился написать новую музыку к нужному нам сроку.
Он ушел и начал работать, но ни разу не удосужился сообщить мне, как идут дела. Приближался день записи, и я, собрав все свое мужество, позвонил Ницше и осторожно спросил, какие ему понадобятся музыканты для предстоящей записи.
— Я еще не знаю, — прорычал он.
— Хорошо, хорошо, конечно, извини, — сказал я и повесил трубку.
Мы так и не дождались ответа на вопрос о музыкантах, но на всякий случай заказали для записи полный состав оркестра. Запись должна была состояться на студии «Фэнтэзи рекордс», где мы все еще отшлифовывали последний вариант фильма, и вот в назначенный день я увидел из окна подъехавшего Ницше. Он приехал на такси в сопровождении старика, который нес большой чемодан.
Мы одновременно подошли к студии звукозаписи. Джек вошел, взглянул на армию музыкантов, ожидавших его, покачал головой и велел всему оркестру идти по домам.
— Джек, послушай, ты уверен, что тебе никто не нужен? — спросил я.
— Уверен, — ответил он.
— Ты хочешь, чтобы они все ушли?
— Они могут остаться, но мне они не нужны.
— Даже барабанщик, даже, ну, не знаю, пианист?
— Никто.
— Ладно, Джек.
Пока мы разговаривали, старик открыл свой чемодан и стал доставать оттуда стаканы разной высоты, толщины и ширины и расставлять их на столе в студии.
— Ой, кое-что мне все-таки нужно, Милош, — внезапно сказал Ницше. — Нам нужно немного воды.
Мы принесли ведро воды, и старик разлил ее по стаканам, тщательно проверяя уровень. После этого он вытер стол и был готов к работе. Он тер пальцами края стаканов, извлекая странные, полные грусти звуки из воды и стекла.
От этих звуков волосы вставали дыбом. Позже Джек добавил несколько более традиционных эпизодов, а также куски, сыгранные на пиле и на других импровизированных инструментах, но основная часть музыкального сопровождения была записана именно в это утро только стариком и его «оркестром», умещавшимся в чемодане. Мне понравилась эта музыка."
Аудио-версия книги мемуаров Формана:
Форман Милош; Новак Ян - Круговорот [Терновский Евгений, 2015, 96 kbps, MP3]
Скан оригинального издания автобиографии Формана "Co ja vim? : autobiografie Milose Formana" на чешском на Архив-Орге:
Другие альбомы и саундтреки Ницше на Рутрекере:
https://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=Jack%20Nitzsche