Всегда интересно окунуться в эпоху глазами человека, жившего там и наблюдавшего всё со стороны.
23 августа 1915 года Император Николай 2 принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего и его Ставка находилась в городе Могилеве. Туда к нему периодически приезжала семья, они гуляли по городу или отправлялись в непродолжительные поездки по Днепру. Бывший город Российской Империи, Могилев, ныне относиться к республике Беларусь, сегодня его население составляет 357 тысяч человек, а раньше и того меньше.
Воспоминания о периоде жизни в Могилеве Императора Николая 2 и его семьи оставила горожанка Марина Белевская, после революции она эмигрировала в Вильну, поэтому они вообще сохранились, она их писала в 1932 году, в СССР в эти годы они были явно не нужны.
Сначала давайте поймем, что из себя представлял Могилев к 1915 году:
Две главных улицы параллельными линіями пересекали город и упирались, как водится, в небольшую площадь, на которой находился двухэтажный губернаторскій дом, окружной суд и другія присутственныя места, так сказать, мозг и сердце целой губерніи.
Там же возвышалась старинная круглая башня-ратуша, воспоминаніе о старине глубокой, свидетельница долгих и упорных споров между Россіей и Польшей.
Ни фабрик, ни заводов, ни крупной торговли в Могилеве не было, он имел значеніе исключительно как административный центр. Зимой давались три бала - студенческій, польскій и судейскій. К ним долго готовились и о них долго вспоминали.
В конце площади был расположен городской сад, называвшійся "Валом", с широкими тенистыми аллеями и очень красивым видом на Днепр.
Размеренная жизнь провинциального городка значительно изменилась, когда он стал центром военной жизни Российской Империи и Ставкой Верховного Главнокомандующего (сначала им был Великий князь Николай Николаевич, на фоне его страшных просчетов и поражений им стал Император Николай 2, которому удалось переломить ситуацию).
Никто не радовался, что Государь на свои плечи взвалил столь ответственное и страшное дело. Не вольно почувствовалось, что приближается какая то неслыханная катастрофа.
К сожалению, выигрывая в войне мы начали проигрывать во внутренней политике, с этим решением Императора Николая 2 заговорщики и предатели получили свободу своим действиям. Хотя солдаты и армия выиграли от этого решения.
Самое ужасное, что вместе с пріездом Государя появился и страшный слух о Распутине. Все принималось на веру, никто не хотел этого опровергать. Хотя ни при Николае Николаевиче, ни при Государе Распутин ни разу в Могилеве не был, слухи все же не унимались. К Царице появилась общая ненависть. Она не видела не только любви, но и простого уваженія.
Понятно кто этот слух в город принес, Великие князья да обиженный Великий князь Николай Николаевич, который чуть всю армию до ручки не довел.
Императрица с дочерьми оказывали милые знаки внимания горожанам.
Я лично видела, как Царица задерживала ежедневно свой автомобиль около домика стараго учителя, жившаго на краю города и ожидающаго у окна проезда царской семьи на прогулку. Царица и царскія дочери кланялись ему как родному и улыбались, стараясь взглядами показать, как оне ценят его ожиданія их проезда. После службы в ставочной церкви ему посылалась просфора от Государя, а его пріемной дочери, девочке лет семи, от наследника. Иногда наследник подходил после службы к девочке и лично передавал ей просфору.
Но от горожан досталось даже самому младшему члену Императорской семьи, Цесаревичу Алексею:
Необыкновенно пріятное впечатленіе производил маленькій наследник. Это было милое дитя, любознательное и веселое и, несомненно, в любой стране было бы любимым детищем своего народа. Но русскій народ его не любил. Приходилось слышать шопот в толпе при проезде наследника: "этот царствовать не будет!". Это говорилось с озлобленіем. И говорившіе не замечали перед собою веселаго, симпатичнаго ребенка, они видели в нем будущаго деспота, который со временем лишит их права на накую то необыкновенно счастливую и свободную жизнь. А наследник этого не видел.
Думаю это все на фоне слухов и его болезни, которые обрастали такими несуществующими подробностями, что аж оторопь берет.
Помню характерный случай с наследником в последнее лето перед революціей. Могилевскія дамы устроили на Валу традиціонную лотерею. О том, что будет наследник, не знали, но он пришел вместе с каким то генералом. Дамы немедленно сообразили, что наследник пришел попытать счастья и предложили ему осмотреть выигрыши. Его заинтересовало все: и самовары, и подушки, и карандаши, и пачки с цикоріем. Он купил билет и выиграл конечно первый номер. Это был маленькій улей с сотами и медом. Его радости не было границ. Он схватил улей и помчался домой показать свой выигрыш отцу. Его остановили, и предложили через день взять выигрыш, т. к. по правилам лотереи выигрыши раздавались после окончанія лотереи. Он огорчился и спросил у дам разрешенія взять улей ненадолго и показать Государю. Ему, понятно, разрешили и скоро улей снова стоял на своем месте.
Сегодня дитятю какого-нибудь чинуши вряд ли кто-то посмел бы остановить, чтоб вы понимали как распустились чиновники и их дети от вседозволенности в наше время.
Четыре дочери стояли отдельно и всех поразили их костюмы. Оне все, как одна, были одеты в светлыя шляпы, коричневыя короткія кофточки и юбки цвета бордо. Смесь этих цветов была так безвкусна, что вряд ли самая скромная провинціальная барышня могла бы так одеться. Сказалось ли в этом отсутствіе вкуса у Государыни или же нарочно во время войны подчеркивалась скромность царской семьи, неизвестно, но костюмы царских дочерей осуждались всеми.
Сочетание цветов мне тоже не нравиться, но мне понятно, что в первую очередь Императрица Александра Федоровна считала, что во время войны, когда разыгрывается столько драм, когда вокруг столько страданий и смертей, как бы не до роскошной одежды. Непонятно почему это не понимали сплетницы Могилева и продолжали вовсю чесать языками даже на эту тему.
Но вот сами Великие княжны пользовались свободой в этом городе.
Царскія дочери свободно, без всякой охраны, часто гуляли по городу и любили заходить в могилевскія лавочки и делать покупки. Радостныя и оживленныя выскакивали оне из магазина весело щебеча и неся пакетики с покупками.
В Петербурге или Царском селе они не могли этого делать.
Когда девочки с матерью приезжали в Могилев, то они жили в Собственном поезде, а Наследник с отцом жил в губернаторском доме.
Бывая в предместьях Могилева, Императорская семья могла воочию увидеть бедную жизнь русской деревни. Хочу сказать, что не все деревни жили бедно и убого, пример тому мои предки, но около Могилева, видимо, это было именно так.
Но, надо сказать, что Царская Семья не отличалась особой готовностью к оказанію помощи бедным. Они как бы не замечали убогих русских избушек, тощаго скота, полураздетых ребятишек! Несомненно вид русской бедной деревни должен был бы всех их привести в содроганіе, но этого не было а если и было, то скрывалось под маской равнодушія и семья, которая могла бы, казалось, много сделать, как бы руководствовалась психологіей всех богатых людей всего міра: "всем, ведь, не поможешь!"
Я знаю, что грандиозные планы преобразований были у Императора Николая 2 в послевоенных планах, но им не суждено было сбыться. Они могли бы безусловно изменить жизнь хотя бы одной деревни, которая находилась рядом, но никто из Романовых этого не делал. Если завалить одну или две деревни деньгами, проблему это только усугубит, а вот организовать их труд на более высоком уровне или создать производство, которое будет их кормить и приносить прибыль, это вот реально помогло бы им. К тому же в год им выделялись строго определенные суммы, за рамки которых выходить было нельзя.
Помню, как в "Могилевском Вестнике" крупным шрифтом было напечатано сообщеніе, которое в умиленіе привело всех местных монархистов. "Государыня Императрица Александра Феодоровна подарила сапоги сироте мальчику-кадету, который был приставлен к Наследнику для игр с ним в Ставке".
Большинство же могилевцев такой щедростью Царицы тронуто не было. Каждому мало мальски обезпеченному обывателю приходилось помогать бедным, но только об этом в газетах не писалось и эти бедные не приставлялись к их детям для развлеченій.
Вот такое впечатление об Императорской семье оставила Марина Белевская спустя годы в эмиграции. Мнение ли это всего города или лично её, судить сложно, многое зависело от её окружения. Последняя запись Марины Беляевой напомнила мне ситуацию в мире и стране сегодня, истории свойственно повторяться:
Я в общем, до последняго момента, все могилевцы, как и все русскіе люди, пили, ели, веселились, и не думали, что уже времена приблизились, что уже бьет последній час не только для монархіи, но может быть и для существованія величайшей Имперіи в міре.
Фотографии раскрашены мной, ставьте 👍лайк и подписывайтесь на канал. Моя группа ВКонтакте История России в цвете