Найти тему

Дети и деньги

С какого возраста стоит давать ребёнку деньги на мелкие расходы?

Тут две точки зрения: или тогда, когда он научиться их считать, или как только он пойдёт в школу. Хотя эти два момента в жизни ребёнка нередко совпадают. Как определить, можно ли уже давать ребёнку какую-то сумму, чтобы он тратил её по своему усмотрению? Просите ребёнка время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если сочтёте, что он ещё не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете, подскажите, чему он должен научиться, чтобы получить собственные средства.

Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные деньги, у внимательных родителей есть. Требовать же полных финансовых отчётов не стоит, особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только если вы твёрдо уверены, что деньги тратятся на опасные цели (сигареты, выпивку и т. п.).

Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. А для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти.

Психологи считают, что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали ребёнка в трудной ситуации

Как часто их выдавать?

Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц представляется им столь значительным сроком, что планировать свои траты так надолго вперёд они ещё не в силах. Выдавать младшекласснику карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше поступать так: чем младше ребёнок, тем чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на неделю младшиё школьник в состоянии. Старшим подросткам уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или в два месяца – пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и своевременно. Если родители забывают, опаздывают, переносят сроки без уважительных причин, то и у ребёнка вольно или невольно закрепляется финансовая необязательность.

Сколько?

Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Но даже если возможности родителей широки, всё равно начинать нужно с малых сумм. И хорошенько обдумать, какие деньги ребёнок сможет разумно потратить в соответствии со своим возрастом. Посоветоваться с ребёнком, вместе всё рассчитать. Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому растут и карманные поступления. Одновременно с их увеличением нужно обговорить с подростком, какие из необходимых трат он должен оплачивать из собственных средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов, которые раньше несли родители, ему придётся теперь покрывать из своих карманных денег: на проездной билет, школьные завтраки, книги, обслуживание компьютера и мобильного телефона…

И не стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг вынуждены сократить его карманные средства. Просто объясните, в чём причина, договоритесь о сроках. И если уж обещали - выполните своё обещание.

Как выдавать?

По мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдавания» денег детям:

- в любое время по его прихоти;

- исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

- регулярно в определённом объёме, без всяких условий и оговорок;

- также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

Какой вариант оптимальный, догадаться нетрудно. Ну что значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка, сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут лишать ребёнка карманных денег из-за проступков, но взамен потребуют выполнения определённых обязанностей.

Надо ли контролировать расходы ребёнка?

Если родители жёстко устанавливают, что именно и когда ребёнку можно или нельзя покупать на его личные средства, смысл обладания карманными деньгами теряется. Так ребёнок никогда не научится ими распоряжаться. Голос родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи должен быть исключительно рекомендательным. Всё-таки это деньги ребёнка. А его финансовые неудачи – всего лишь часть науки управления деньгами.

Что делать, если деньги у него закончились задолго до срока?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю, не добавлять к карманной сумме «транжиры» дополнительные средства, чтобы покрыть перерасход. Многие родители считают, что легче и проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика вредна. Безнаказанность растрат подведёт ребёнка к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае чего всегда покроет приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребёнок, привыкнув безоглядно и нерасчётливо транжирить деньги и легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в уверенности, что финансовая ответственность для него не существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда кто-нибудь да выручит.

Если ребёнок потратил деньги не по назначению, надо дать ему возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить бестолковые траты, объяснить, как не допустить их впредь. Но и оставлять ребёнка без копейки в кармане нельзя. Придётся дать ему денег, а потом обязательно вычесть их из следующих выплат. Только так он сможет приучиться к ответственности и освоить понятие долга и кредита.

Как грамотно выстроить детский бюджет?

Попробуйте использовать современную методику «трёх фондов». Суть её проста. Бюджет ребёнка делится на три части. У каждой части своя цель и предназначение.

Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с установленной периодичностью. Используется для текущих трат ребёнка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда придётся ждать следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговоренного срока (недели, месяца). А какую-то их часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное значение этого фонда – дать ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.

Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег. Цель этого фонда – скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким фондом несколько ограничена: владелец должен советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное значение фонда – укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.

Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но решение о его расходовании принимается на семейном совете. Его цель - собрать средства на крупные покупки. Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке текущий счёт или поместить деньги на депозит. В зависимости от возраста ребёнка взаимодействовать с банком нужно в его присутствии, с его активным участием. Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обёспечить ребёнка навыкам равноправных семейных переговоров, умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то банковские операции. Например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада.