Идея поехать в отпуск на море банальна — такие рождаются сами собой. Не сложно и выбрать наиболее логичное направление — противоположное от популярных морских курортов. Холодные моря, скажу по секрету, гораздо привлекательнее для туристов.
При этом и Баренцево, и Белое моря различаются между собой как Аз и Ять, что делает возможность совместить все в одной поездке. Про Баренцево море уже было в прошлом посте про Териберку, а время Белого в повествовании еще не наступило.
Итак, выехав из Териберки по трассе "Кола" с ветреного побережья, мы сначала поехали в Мурманск, на забронированную экскурсию по ледоколу “Ленин”, а затем направились в сторону Хибинских гор, массив которых расположен примерно посередине Кольского полуострова.
Первая фишка Хибин — в их компактности. Площадь массива вместе с предгорьями — около 1300 кв.км., где-то между Екатеринбургом и Питером. Высоты — не более 1300 м над уровнем моря. Но это неважно. Несмотря на отсутствие больших гор, в Хибинах сразу накрывает особая горная атмосфера. Хмурые скалы смотрят на тебя иногда с мрачной, но всегда успокаивающей значительностью. Крутые склоны — курумник из крупных темных камней, наверху — широкие хребты с плато, снежники в расщелинах и на северных склонах даже в середине августа.
Видео-версия данного поста:
С точки зрения автотуризма, Хибины очень интересны. Если есть внедорожник, то можно проехать почти везде. В сердце Хибин идет лишь одна дорога, ведущая к небольшой базе МЧС и крошечной гостинице у подножия горы Куэльпорр. Можно поехать и дальше, форсируя реки и каменные гряды, достичь шикарной безлюдной локации на одном из фантастических по красоте озер.
Для владельцев легковушек Хибины раскрываются обычно иначе. Машина остается у отеля. Местная туриндустрия предлагает 4-часовую экскурсию до базы Куэльпорр и обратно с заездом к основным достопримечательностями по 9000 рублей за УАЗик. Заброска — 7000 р в одну сторону. Есть еще вариант прокатиться на новеньком багги типа Maverick Sport туда обратно в колонне с инструктором — около 15000 с человека. Все это нас не очень интересовало, и прежде всего потому, что путешествуем мы с детьми, в своем темпе, со скарбом, техникой, кемпинговым снаряжением и так далее. Зачем мы брали с собой весь этот комфорт, чтобы им не пользоваться?
В общем, при планировании поездки я начал изучать в интернете опыт доездинга до Куэльпорра. Так я нашел видео, где весь путь по перевалу Кукисвум благополучно преодолевается на универсале Ford Focus. Если ему хватило геометрии, то хватит и мне на Peugeot Partner Crossway! Так было, по сути, решено ехать в путешествие на Peugeot, а не на Аркане. Вместимость автобусика несравнимо выше, а проходимости на АТ-шинах нам должно хватить. Если даже на "фокусе" доехали…
Приключения начинаются уже в нескольких километрах от санатория "Тирвас". Свернув с широкой дороги, ведущей к действующему апатитовому руднику, ныряем в русло реки Вудъяврйок. Освежает сразу после пылищи, поднятой снующими туда-сюда огромными самосвалами.
Воды много, больше чем на видео с "фокусом". Эффектные брызги, и в первом же броду автомобиль остается без переднего номера. К счастью, его удалось сразу найти в реке без купания в ледяной воде. Дальше едем без бравады.
Вода высоко, местами по порог, да еще в колее начинают встречаться крупные, отшлифованные ледяной струей булыжники. Все камни в ручье-дороге — живые, разного размера. Местами мелкий щебень, в котором точно не стоит буксовать на переднем приводе.
Самое сложное место — глубокий для легковушек каменистый брод. Большинство московских кроссоверов доезжает лишь до этой точки, а дальше все идут пешком.
Сложность брода внедорожникам неведома, но для нас это высокая каменная ступенька, булыжники в русле плюс небольшой подъем.
Навстречу прорывается, отчаянно звякая камнями по порогам и днищу, переднеприводный RAV4. Накануне ребята подсели в этом месте, и им потребовалась эвакуация. Вот почему решили обратно ехать ходом, и будь что будет. Нам такая стратегия не подходит — в планах нет повреждений техники.
Была уже вторая половина дня, и что дальше ехать сегодня мы не собирались. Хотя полярное лето еще не кончилось, на беглый осмотр того, что скрыто за бродом, нужно минимум полдня. Зато интересно было посмотреть, как проезжают другие. Тут я впервые начал подозревать, что “фокус” был не полностью стоковый. Позже так и оказалось, машина была лифтованная и с блокировкой.
Но и такой тюнинг — не всегда гарантия доезда. Вскоре в броду едва не подсела также основательно лифтованная “внедорожная” гранта с блокировкой и вваренными трубами для хайджека. Парни смогли сдать назад, спустили шины, выехали самостоятельно, причем объехав самое глубокое место по верху — там, где до них не смог даже выехать на подъем дядька на “Рекстоне”. Переезд через брод с массивным чирканием передним бампером. Для “Пыжика”, опять же, не лучший вариант…
В общем, на следующий день мы поехали пораньше. Маршрут по реке казался уже привычным. У начала брода я достал трос и буксирную проушину, включил гоупрошку, запустил коптер… и забыл сделать главное, спустить колеса. Машина хорошо ехала, система Grip Control в режиме снег исключала даже малейшие пробуксовки. В общем, все было отлично, пока просто не села защитой картера на ступеньку из некрупных камней. Этот момент хорошо виден на видео. Стравить давление в шинах уже не помогло — стало только хуже, ведь машина стала ниже и вода почти дошла до уровня дверей.
Похоже, без троса не обойтись! Пришлось промочить ноги, но уже через несколько минут хороший человек на “Патриоте” помог мне продолжить путь — сдвинувшись с мертвой точки, “пыжик” дальше проехал остатки брода самостоятельно. Дополнительное приключение для всех участников. И да, теперь мы точно в Хибинах!
Пока качаемся обратно, мимо проезжают туристы на багги. Глаза под шлемами полны удивления. Инструкторы смотрят с интересом — и сожалением, что мы немного ломаем кайф их туристам, заплатившим за супер-внедорожный маршрут, куда обязательно надо ехать именно на багги или квадрике.
Первое, что вас встречает после брода в самой узкой части долины — озеро с исчерпывающим названием Длинное. Кстати, SUP-борды у нас тоже с собой!
Озеро Длинное максимально живописно с точки зрения SUP-серфинга, но это часть перевала Кукисвум, и тут всегда дует ветер (причем чаще всего, в лицо). В такие моменты, вроде гребешь что есть мочи — а на самом деле стоишь на месте или дрейфуешь по ветру.
Едем дальше. Географы-комсомольцы не сильно заботились о сложности топонимов, поэтому через пару километров дороги вашему взору предстает озеро Сердцевидное.
Впереди еще пара бродов и торчащие из земли трубы. Когда-то эта дорога давным давно эта дорога была в лучшем состоянии.
Кругом — нехитрая северная красота, коротким летом зеленеющая всеми листиками и стебельками.
Выбираем точку обеда неподалеку от полноводного потока реки Кунийок.
Вот зачем в путешествии нужен вместительный автомобиль — помимо двух SUP-ов и кучи вещей на четверых, у нас с собой и кемпинговый набор (без палаток и спальников).
Две горелки, в качестве основных блюд — разнообразные сублиматы. Каши, супы, мясо — просто добавь воды и подожди несколько минут. Дети, впрочем, выпрашивают лакомство — быструю лапшу.
Следующая локация — не природного происхождения. В 1972 и 1984 годах тут проводились подземные ядерные взрывы. Эксперименты “Днепр-1” и “Днепр-2” имели мирное предназначение.
Целью первого опыта было опробировать технологию отбойки легко дробимых апатитовых руд при помощи не обычной взрывчатки, а небольших ядерных зарядов. Заряд весом в тонну и мощностью 2.1 кт подрывал пласт руды, а все продукты взрыва по горизонтальным выработкам выбрасывались в подготовленную камеру с пустой породой. Взрыв был разработан лучшими учеными сверхсекретного уральского НИИ-1011 в Челябинске-70, возглавляемого академиком Евгением Забабахиным — одним из отцов советского и российского ядерного арсенала.
Ныне входящий в структуру Росатома под длинным названием Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики носит имя легендарного академика.
В общем, взрыв в 1972-м получился отлично — как по нотам. Правда, в расположенном в 20 километрах Кировске произошло небольшое землетрясение — задрожали дома, кое где выбило стекла — но значительного радиоактивного заражения территории не произошло. На самом тестовом руднике и вовсе не было — никаких серьезных разрушений.
В результате был отбит нужный рудный блок в объеме 121 000 кубов, измельченная руда под собственным весом сыпалась по заранее проложенным каналам в штольни, откуда ее можно было начать вывозить традиционным способом. Радиоактивные выбросы на 85% ушли в специальные камеры, что показало их вскрытие спустя три года. Облучена была и часть руды из добытых 400 тысяч тонн. Впрочем, на обогащение руду так и не довезли — формально, по причине отсутствия нормальной дороги.
Новый эксперимент, “Днепр-2”, проводили в 1984 году по соседству уже с учетом предыдущего опыта. Вместо одного заряда — удаленные друг от друга на 75 метров два заряда по 1.7 кт. Очередной подземный толчок встряхнул Кировск и окрестности. Взрывом был измельчен пласт руды размером в 50 x 125 x 90 м. Часть руды снова была облучена — почти 400 тысяч из полутора миллионов тонн — но в целом технология показала свою эффективность и сравнительную безопасность. Существенного загрязнения окружающей среды не произошло. Так, используя ядерные взрывы, советские ученые научились добывать ценную апатитовую руду на больших глубинах и бедных месторождениях.
Все эксперименты, конечно, проводились под покрывалом секретности — лишь немногие на местах знали об ядерной природе взрывов. Надо сказать, что СССР регулярно проводил ядерные взрывы в разных удаленных уголках страны, и далеко не все эти технологии в итоге получили свое развитие. Так случилось и в случае с “ядерными” рудниками — в 1991 году они были закрыты и наглухо забетонированы. В штольню, впрочем, все еще можно забраться через небольшой лаз — если хочется поискать якобы отсутствующую там радиацию. Мой дозиметр остался в номере отеля, но честно говоря даже подходить близко не хочется. А коптеру — все нипочем!
Следующая точка — водопад на реке Рисйок с говорящим названием Красивый. И правда, красивый! Можно спуститься по крутому склону вниз к самой чаше.
Чуть дальше, в поросшей невысоким северным лесом долине, расположена самая дальняя точка нашего сегодняшнего приключения — контрольно-спасательный пост Куэльпорр МЧС, там же одноименная гостиница.
Жилье, по меркам “Тирваса”, спартанское, зато именно здесь начинаются и заканчиваются лучшие пешие маршруты по Хибинам. Неудивительно, что места тут надо бронировать чуть ли не за год вперед.
Ехать можно и дальше — там ждут озера с манящими своей прямолинейностью названиями Щучье и Гольцовое. Но для нас — на следующий раз.
Поэтому сделав классическое “отчетное” фото у табличек, едем обратно.
На обратном пути брод сначала попытался проехать по верхам — скорее ради любопытства. “Пыжик” отчаянно штурмовал крутой подъем, но явно не проходил там по геометрии.
Шины спустить в этот раз не забыл, и путь по основному руслу не составил проблем — нигде даже не чиркнули, привезя в отель целый прицеп воспоминаний.
Резюмирую — чтобы доехать в сердце Хибин, не нужен внедорожник. Но с чем я соглашусь, что прогулки по этим местам пешком — и вдали от дорог — еще интереснее! Об этом — в следующей истории.
А пока предлагаю в комментариях всем делиться ссылками на свои отчеты по Хибинам и фотографиями из этих мест! Уверен, многие были в этих замечательных местах, чарующих с первого взгляда!
***
Читайте также другие мои истории про Кольский:
— Что можно увидеть в Териберке летом, и стоит ли ради этого ехать?
—Полное впечатлений путешествие с детьми на два российских моря — Баренцево и Белое, а еще в горы. Маршрут, достопримечательности, бюджет.
— Что ждать от поездки в Териберку в грядущем зимнем сезоне
— Окрестности Териберки. Замерзший водопад, круглые камни-гиганты и пугающее обаяние стихии
— Осуществимая мечта о Северном сиянии под свинцовым небом Заполярья
— Боевой самолет в небе над Мурманском, память зенитчиков и драматичные истории времен холодной войны
— Старый, но не бесполезный. Таинственный сейнер-призрак на берегу в Териберке
— Что можно увидеть в Мурманске? Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и четыре списанных атомных ледокола
— Объект СГ-3, или Кольская сверхглубокая
— Прости, Юра… Что осталось от гарнизона Гагарина.
— "Очищенный пар" в поселке Никель
— Рекорд скорости на Формуле GP2 по льду озера в Заполярье: Как это было
Путешествие от губы Восточной Лицы — Туманный на вездеходах:
— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.
— Часть 5. Ржавое наследие тундры
***
Уважаемые читатели, я завел телеграм-канал artemspec, в котором делюсь разным интересным за рамками моего блога на Д2. Буду рад видеть вас в числе подписчиков.