Найти в Дзене

Мамонтова

Мамонтово 1- первая часть! 

Сегодня мы побывали в деревне Мамонтова. Это Сосновский район Тамбовской области. Люди спрашиваю что же особенно в данном мероприятии, многие люди так делают.

Для меня эта поездка стала исключительной потому что посетил я это место спустя 30 лет.

Многое изменилось. 

Во первых снесли магазин и выстроили два новых храма. На развалинах монастырской школы вызвали здание аналогичное старому. 

Во вторых забетонировали водяной родник который бил из земли и из-за него образовывалось исток а после широкий ручей и само большое озеро. 

Не стало стояла под скотину, загона под крупно рогатый скот. 

В третьих явно озеро увеличили в ширину и длину скорее всего работал Земносноряд. 

В четвёртых снесли часть старинных зданий, школу и спилили крупные деревья которых были посвящены вдоль спуска к озеру. Именно под ним и совершались первые ритуалы в праздники пели и плясали водили хороводы совершали Богослужения а потом при советской власти у них расстреливали всех непокорных и священников. 

В пятых осталось вместо двадцати семей 8 человек во всём селе и три монашки и теперь приезжие. 

В шестых не какого толку не дало расчистка территории так как всё снова заросло

 Природа она такая ведь своё забирает с полна её не проведешь. 

История данного места начинается очень давно в то время города Тамбова не было и в проекте. Жили здесь люди языческого вероисповедания и среди них были Бобыли которые избы рубили одним каменным топором. 

Лес был рядом на другой стороне реки.

 Ездили на лошадях в лес рубили на венцы дубы а на стены дома сосну. Потом таскали орешник молодой длинные жгуты месили глину обивали дом (лежак или стояк) и затирали с соломой в перемешку. Добавляли её для вязкости чтобы глина не рассыпалась. 

Когда первый обитатель здешней земли остановился здесь то нашёл родник из которого образовалось озеро.

 После от озера до изгиба реки Цны прокопали исток узкий проплыв это 👉было необходимо во первых в озеро рыба 🐟зашла а во вторых перемещать груз по реке на много легче чем нести.

 Проблемы возникала в постоянном быстром зарастание истока по этому его ежегодно чистили граблями, вилами, вёслами а иногда заходили по грудь и дергали очищали. Со временем немного исток шире стал и по нему плавали на лодке и рыба 🐠🐋🐟заходила. 

Само озеро холодное так как вода от родников наполняло его и ещё в озеро впадает с западной стороны быстрая речка Дубрава которая текла со стороны Отьясс. 

А вот самой большой проблемой для данного населённого пункта был большой разлив реки Цны. Год на год не по подал. 

Но бывало такое половодье что заливала всё поля и луга и поднималась вода до верхних огородов и до крыльцев здания. Тогда начали возить землю снизу вверх и подняли селение на бугор. Но соорудили его повторяя очертание местности. Таким образом вышло наподобие большого лежачего ящера. 

Потом в месте его головы на самой верхушки возвели капище. А после когда приехал в данное место в 1620 г. священник христианского вероучения то возвели храм и монастырскую школу. Рядом построили каменные службы и баню каменную. 

Но сначала заложили подземные сооружения на которые насыпали землю а на вершине начали возводить храм сперва деревянный потом и каменный. Я застал когда храм снесли а за место него построили магазин. Но на ровной поверхности остатков был мраморный пол с рисунком и по краям вершины подземные входит в подземные службы которые вдоль и поперёк пронизывали  возвышенность. На входах в подземелье стояли металлические двери а часть из них было засыпано мусором. 

Маленький я спускался туда и они были огромные как будто город 🌇под землёй. 

Один ход шёл в начало деревни один шёл к школе каменное двух этажное сооружение и ещё один шёл в сторону озера и прямо выходил в воду и был потоплен. 

Потом я помню как какие-то монашки собрались возле старых деревьев и проводили службы. Ставили они какие-то столы застилали белой простыней. А это была весна мы только отдыхать приезжали как раз вроде Николы праздник. Местные мне рассказали что подземные ходы сохранили и даже благоустроили внутри поставили красивые старинные гробы но я их не заметил. Здесь были когда-то первосвященники похоронены внизу в подземелье а коммунисты их просто засыпали. Храм и школу и монастырские здания разобрали и на бесплатные кирпичи. 

Сегодня я прошёл по деревне и встретил там 👉местных сторожил Звонаревых. Они вспомнили моих родителей. Также показали дом двоюродного дяди и бабушки их фамилии Маторины у меня даже по здешнему адресу он был приписан. В доме раньше в 1990 году жил Васька Маторин а бабушка мама его перебралась в Отьяссы уже к дочери так как тяжело ей в деревне было и в колодец и в огороде. А Васька не работал ловил рыбу сетьми. А вот его брат родной Сашка уже женился и жил в Тамбове только изредка приезжал на выходные и то к матери. Но бывал и у Васьки в доме. Мы его сфотографировали только зарядка села потом как перекинут напишу. Последние время Васька начал вязать сети лучком. Я видел как это делает мой отец но он у меня вязала садки и то толстой капроновой ниткой а тот приноровился вязать леской а это было очень сложно. 

Стояло у него два стула и к потолку часть верёвки натянута. Он вязал в основном под заказ за самогон которым и рассчитывались в деревне. Я с ним не браконьерничал но в гости приходил. Васька сильно вспыльчивый, резкий и несговорчивый. Не было мне с ним комфортно. Да и выпивал он так что и не закусывал. К избе подошли и через окошко сфотографировали кровать и икону. Как всё стояло тридцать лет так и осталось и сети остались которые он делал с берестовыми поплавками.

-2
-3