О спектакле театра «ОЛИМПиК» «Свобода. Равеноство. Братство...»
Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума.
Уинстон Черчилль
Итак, «лихие 90-е»… Время надежд, перемен, разрухи, свободы, разбоя, расцвета, упадка. Одни вспоминают 90-е с легкой ностальгической грустью, другие — с глубоким сожалением об упущенных возможностях, третьи — с ужасом и тревогой. Много трактовок, много воспоминаний, много свидетельств, и все они разные.
Пьеса Натальи Пушкаревой «Свобода. Равенство. Братство...» (2013) тоже посвящена тому времени. Действующие лица — основные «фокус-группы» тогдашнего общества. Главная героиня Анна — социально активная, с ярко выраженной гражданской позицией молодая женщина; у нее маленькая дочка, плачущая без мамы, «свекровь на кухне, муж — на диване». Она не может мириться с социальным злом, с несправедливостью и насилием, активно выступает против, ходит на митинги, попадает под дубинки ОМОНа (актриса Наталья Сабитова, сыгравшая свою роль со всей искренностью и горячим сердцем).
Анна из тех пылких, самоотверженных натур, которым для счастья нужно «не три аршина земли, а весь земной шар». Ее, как любую пассионарную личность, раздражают те, кто настолько мало интересуется судьбами России, что преспокойненько сидят дома, когда «все нормальные люди на улицах». Натура горячая и эмоциональная, она нетерпима, и нетерпима прежде всего к членам своей семьи. А семья так мало видит дома маму и жену, что вряд ли разделяет ее гражданскую позицию.
Анна ищет счастье и никак не может найти. А счастье в виде маленькой дочки не может спокойно спать без мамы, которая поглощена протестным движением. А счастье в виде миролюбивого мужа лихорадочно ищет способ прокормить семью, возвращается домой голодным к съеденому женой и ее соратником по борьбе ужину. Меньше всего ему интересны политические лозунги и прочие небезопасные активности, тем более, что именно ему приходится возить избитую жену по больницам, договариваться с врачами, откачивать после операций (актер Артем Корбутов).
Счастье в виде хозяйственной свекрови, ухитряющейся приготовить вкусную еду из того, что чудом удается отыскать на пустых магазинных прилавках.
Свекровь — примечательный персонаж. Ее совершенно не интересуют ни политика, ни свобода слова, ни Права человека, ни их соблюдение, ни их попрание. Классический обыватель, на все происходящее она смотрит с позиции «ножа и вилки». Логика ее проста: сколько было революций, а жить лучше не стали. Она понимает только одно благосостояние: финансовое, а вся сложная взаимосвязь политических и экономических свобод и толстого кошелька ей неинтересна и не очень доступна (актриса Антонина Зотова, очень профессиональная, с редкой на сегодняшний день актерской дикцией, к сожалению, сохранившейся у избранных).
Еще один персонаж — подруга Анны Юля, эмигрирующая в Америку — тоже знаковое явление 90-х. Улетев в поисках счастья за океан, она не находит его на чужой земле, где нет ни понимания, ни душевного равновесия, несмотря на материальное благополучие (Татьяна Мельникова, острохарактерная актриса большого сценического обаяния).
И, наконец, «источник зла», бес-искуситель Макс, школьный товарищ Анны, страстный агитатор, без устали вдохновляющий подругу детства «на борьбу», постоянно культивирующий ее гражданскую активность (роль Макса сыграл режиссер Валерий Кулигин , которому мы обязаны замечательной постановкой спектакля). Причем каким-то виртуозным способом Максу удается избежать милицейских дубинок и вообще прекрасно устроиться в жизни: выгодно жениться, заиметь несколько квартир и кучу денег, личных телохранителей, оставаясь при этом оппозиционером вплоть до десятых годов 21 века. Макс стремится понравиться коллективному (или скорее индивидуальному) Западу, радуется, что его движение на Западе заметили.
Забавная трактовка образа оппозиционера, благоденствующего за чужой счет, далекая от правдивого изображения оппозиционных политиков. Логическая нестыковка прежде всего в том, что никто не пойдет за демагогом под удары дубинок, если он сам не подаст пример. Образ выписан карикатурно, и карикатура вышла не самая удачная.
Каждый герой пьесы, как каждый человек, по-своему понимает, что такое счастье. В молодости нам всем свойственно открытое неприятие несправедливости, активная жизненная позиция, деление мира на черное и белое. Непримиримость, истовость, желание бросить жизнь на алтарь революции свойственно молодости.
Но с годами все лучше понимаешь, что мир не так прост, как казалось раньше, а алтарь революции — не самое подходящее место для твоей жизни. Жизнь, какой бы тяжелой, несправедливой она не была, все же наполнена счастьем, любовью, творчеством и созиданием. Мы не изменим этот мир, но сделать его лучше и человечнее — наша прямая задача, которая решается не на митингах, а у семейного очага.
Великая пушкинская мысль о постепенном смягчении нравов в действии — вот что нужно нашей стране. Начать с себя. Со своей семьи. Со своей работы. Со своей жизни.
Правильно рассуждает свекровь: «мы просто живем и радуемся». Тот, кто умеет любить и трудиться, всегда счастлив. Счастье главная героиня находит в конце концов не в борьбе (оставим борьбу политикам и правозащитникам), не в бегстве (оставим Америку эмигрантам), не в поисках истины и справедливости в жизни (оставим поиски философам и социологам), а в самой жизни. Жить, растить детей, работать, думать, творить, любить, помогать нуждающимся. Это и есть счастье, доступное тому, кто не ищет всю жизнь что-то необыкновенное. Простое человеческое счастье, которое открывается героине в конце пьесы. Финальная сцена сыграна с такой неподкупной искренностью, что трогает до слез.
В целом спектакль получился ярким и интересным. Единственное, что следовало бы доработать - костюмы: если кухня на сцене, она должна быть прекрасна.
Девяностые годы — очень сложное, интересное время. Чем лучше мы научимся понимать недавнюю историю, тем лучше поймем настоящее. Ведущие экономисты сетовали, что в девяностые, вместо необходимого широкого просвещения, популярных программ по финансовой и юридической грамотности, по телевизору крутили жалкие сериалы, чтобы дать возможность людям отдохнуть от тяжелой действительности. В результате мы имеем огромную образовательную лакуну, позволяющую превратно толковать происходившее и винить во всем либералов. Хотелось бы надеяться, что пробел будет восполнен. Очень хочется дождаться объективных художественных произведений о том времени, так бурно изменившем всю нашу жизнь. Будем ждать.