Екатери́на Алексе́евна Фу́рцева – партийный деятель времен СССР, министр культуры страны. За время своей деятельности внесла огромный вклад в развитие культуры государства.
Родилась Екатерина Алексеевна зимой 7 декабря 1910 года в Тверской области, в деревушке под Вышним Волочком, выросла в рабочей семье. Отца девочка не помнила: Алексей Фурцев погиб на фронте во время Первой мировой войны. Мама, работница ткацкой фабрики, поставила дочь на ноги без посторонней помощи.Катя окончила школу-семилетку и в 15 устроилась работать на предприятие, где трудилась мама. Если бы не волевой характер и острый ум Кати, она бы повторила судьбу Матрены Николаевны, которую любила и побаивалась. Но Фурцева вырвалась из замкнутого круга нищеты и серых будней, вычеркнув из биографии грохочущие станки, раннюю глухоту и старость в провинции.
Екатерина Фурцева – уникальная фигура в истории Советского Союза. Она стала единственной женщиной, которой удалось на протяжении долгих лет занимать самые высокие посты в руководстве страны.Ее возносили до небес и предавали жесткой критике, ею восхищались и полностью отрицали ее заслуги. Не вызывает споров лишь одно — Фурцевой удалось сделать такую головокружительную карьеру, что навряд-ли кому-то удастся это повторить. Пройдя путь от простой девчонки из рабочей семьи до министра культуры СССР, она стала влиятельнейшим политиком и человеком, от звонка или росчерка пера которого зависели многие судьбы.
Увлечение планерным спортом привело Екатерину Фурцеву на высшие курсы Аэрофлота, а работа в Саратовском авиационном техникуме свела её с Иваном Битковым. Красавец-лётчик вскоре стал её мужем, но брак их продлился только до начала Великой Отечественной войны. В Москве, куда перевели Ивана Биткова из Саратова, она получила высшее образование, но семью сохранить не смогла.Муж ушёл воевать в первые же дни войны и больше к жене не вернулся, а она в 1942 родила дочь.
Точных сведений о причине развода нет, одни источники уверенно называют измену Фурцевой, положившую конец семейным отношениям, другие уверены в том, что Иван Битков нашёл себе другую женщину.Как бы там ни было, но узнавшая о своей беременности Екатерина Фурцева собиралась даже избавиться от ребёнка. Если бы не вмешательство матери, настоявшей на появлении малыша на свет, Екатерина Фурцева могла бы никогда не стать мамой. Светлану будущий министр культуры родила в эвакуации в Саратове, но очень быстро вернулась в Москву. Иван Битков, несмотря на расставание с женой, всегда поддерживал отношения с дочерью.
Екатерина Фурцева уверенно поднималась по карьерной лестнице. Воспитывать дочь ей помогала мама, а сама Фурцева уже работала под началом Петра Богуславского. С ним Екатерину Алексеевну связывали длительные личные отношения, однако её возлюбленный был давно женат и разводиться не собирался. После смещения Богуславского Екатерина Фурцева заняла его место, став первым секретарём Фрунзенского райкома.Её партийная карьера складывалась успешно, она прошла путь от депутата Верховного Совета до секретаря ЦК КПСС. В 1954 году Екатерина Фурцева возглавила Московский горком. Из-за этого назначения появились слухи о романе Фурцевой с Никитой Хрущёвым. На самом деле они не имели под собой никаких оснований. У Екатерины Алексеевны было множество поклонников, однако Никиты Сергеевича среди них не было.
В 1956 году Фурцеву избрали в ЦК КПСС, а еще через год она стала членом Президиума ЦК КПСС — первой женщиной, которая достигла таких высот. Правда, продержалась на этом посту недолго: через три года ее сместили из-за межпартийных интриг. Она стала министром культуры СССР.В октябре 1961-го состоялся XXII съезд КПСС. Она вошла в состав вновь избранного ЦК. Однако ее не избрали членом Президиума и секретарем ЦК. Для Екатерины Алексеевны это был страшный удар. Вернувшись домой после заседания, она вскрыла себе вены, потеряла много крови, однако врачи спасли ее. В знак протеста она не явилась на заключительное заседание съезда, вызвав гнев Хрущева. Ее вызвали для объяснений на Президиум ЦК. Бывший секретарь ЦК Н. Мухитдинов, который присутствовал на этом заседании, рассказывал: «От волнения и слез она еле говорила. Вызвали и ее мужа Фирюбина, заместителя министра иностранных дел, избранного на этом съезде кандидатом в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал на заключительном заседании съезда. Никита Сергеевич крепко ругал его. Он сказал: "Как партийный работник в прошлом, как муж вы должны были проявить волю, ум - не только сам явиться на съезд, но и предотвратить позорные действия жены". Он извинялся, выражал раскаяние».
Хрущев понизил Фурцеву в должности, заподозрив ее в отсутствии лояльности. Вначале такое назначение было тяжелым ударом для Екатерины, однако вскоре она освоилась на новом месте. Хотя сама Фурцева была далека от культуры — ей не хватало образования. Говорили, что у Екатерины жесткий и своенравный характер, она сквернословила, не отставала от мужчин, участвовала в застольях, Екатерина Алексеевна, что вам налить?
— Мне, как мужчинам, — водки, — обычно отвечала Фурцева, стараясь вести себя как мужчина в компании, где она была единственной женщиной.
Не разбиралась ни в музыке, ни в живописи, запрещала то, что было ей непонятно, даже если речь шла о шедеврах мировой культуры.В народе к ней относились неоднозначно. Одни презрительно называли ее «ткачихой», другие — «Екатериной III», «хозяйкой Москвы», «первой леди СССР». При ней была жесткая цензура. Попав в черный список Фурцевой, артисты могли прощаться с карьеройЕй приходилось исполнять идеологические функции: душить всех, кого хотела душить система. Виолончелисту Мстиславу Ростроповичу запретили выступать на Родине, популярным группам The Beatles, The Rolling Stones не дали устроить концерты в СССР.
Но при этом по ее инициативе прошли гастроли итальянского театра «Ла Скала», выставки французских импрессионистов и Марка Шагала, учредили Театр на Таганке, в СССР привозили легендарную картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Министр культуры особенно любила «Современник», и ей нравился Олег Ефремов. Многие вспоминают их диалог: Фурцева тогда была навеселе. Приподняв юбку выше колена, она спросила: «Олег, вы же не будете отрицать, что у меня красивые ноги?»Говорят, что она сама могла быть жестокой и беспощадной.
Привыкла к роли вершителя судеб и к власти над людьми. Странно, что ее не окрестили «железной леди». Хотя само это понятие родилось позже, уже после ухода Фурцевой из жизни. Да она и не была железной! Она была, пожалуй, чересчур чувствительной.Екатерина Фурцева дружила с Людмилой Зыкиной. Уверяли, что на даче у певицы министр крепко выпивала. За столом, когда спрашивали, что ей налить, Екатерина Алексеевна отвечала одинаково: «Я всегда с мужчинами, я пью водку».
В 1974 году Фурцеву обвинили в присвоении государственной собственности для строительства дачи, которая чиновникам не полагалась. Дачу в итоге отобрали. Одновременно с этим Леонид Брежнев готовился отправить Фурцеву на пенсию.Трудности в семейной жизни, смерть матери, рабочие конфликты и злоупотребление алкоголем отразились на состоянии министра. 24 октября, вернувшись домой после очередного банкета, она скончалась от острой сердечной недостаточности. По столице сразу же поползли слухи о самоубийстве или насильственной смерти министра. Что именно произошло тогда в квартире Фурцевой, до сих пор достоверно неизвестно.
Екатерина Алексеевна Фурцева похоронена рядом с любимой матерью, на столичном Новодевичьем кладбище.