Найти тему

Бойцовский клуб инсайдеров или “Люси уже мокренькая”.

За свою карьеру Джесс Тортора успел поработать в нескольких местах и везде обзавелся приятелями. Сначала в Интел, где он начал как инженер. Далее - в крупной инвестиционной компании Prudential Securities, уже аналитиком. Все это было в духе эпохи - специалисты с дипломами инженеров, врачей, биологов, химиков и опытом работы в полях были востребованы в финансовой индустрии. И действительно, кто лучше разбирается в индустрии полупроводников, в проблемах и возможностях отдельных компаний, как не человек с профильным образованием?

Был в этом и тонкий расчет. Аналитик за прошлые годы карьеры наверняка обзавелся друзьями, которые нет-нет да и поделятся парочкой секретов. С Тороторой этот расчет оправдался, он использовал бывших коллег по Интелу для получения информации о делах компании.

Задача аналитиков, в том числе и Торторы - изучать отрасль и выдвигать идеи, на которых можно заработать. Среди клиентов Prudential были такие компании, как SAC, Galleon (про первый фонд я уж писал тут, второй тоже сыграет большую роль в этой истории). Тортора общался с коллегами-аналитиками, заводил новые знакомства.

Сколько бы не было связей, Тортора всегда был в поисках новых. Тем более, что в финансовой индустрии все быстро менялось, люди переходили из одной фирмы в другую, появлялись новые возможности. Когда в Prudential сократили отдел исследований, в котором работал Тортора, Джесс перешел на аналогичную вакансию в хедж-фонд Diamondback, который открыли бывшие работники SAC.

Именно там ему пришла новая идея, которой он поделился с Jon Horvath, который с 2006 года работал в SAC аналитиком, изучающим полупроводники. Хорват был полной противоположностью общительному Торторре - молчаливый интроверт, вечно погруженный в себя. К этому моменту карьера Хорвата в SAC висела на волоске. Ставка на акцию, которую посоветовал Хорват принесла убыток в $2 млн. Нужно было срочно исправлять положение.

Так и возник “Бойцовский клуб” - сообщество людей, которые делятся друг с другом инсайдерской информацией. Первыми участниками стали Тортора и Хорват. Далее Хорват подтянул своих приятелей - Sam Adondakis из Level Global, Ron Dennis тоже из SAC.

Первое правило Бойцовского клуба - никаких писем, только телефонные звонки. Увы, это правило довольно быстро нарушили, о чем “бойцы” горько пожалеют. Телеграмма тогда не существовало, а пользоваться популярной в те годы “аськой” участники клуба почему-то не стали. Впрочем, участники еще одного Бойцовского клуба решали вопрос с письмами иначе, но это их не спасло.

Однажды Тортора узнал, что доходы компьютерной фирмы Делл меньше ожидаемых. Квартальный отчет должен был выйти через три недели, но информация о нем уже протекла через заинтересованное лицо. Торторра передал информацию своему боссу, а затем членам Бойцовского клуба - Хорвату, Адонакису, Деннису. Аналитик SAC Хорват передал информацию своему боссу Майклу Штейнбергу, который управлял портфелем по технологическому сектору. Далее информация попала еще к одному менеджеру - Гейбу Плоткину (да-да, это тот самый Плоткин, который через несколько лет создаст Мелвин Капитал и в 2021-м зашортит на всю котлету акции GameStop).

Гейб Плоткин как и его босс Стив Коэн умел ставить по крупному. Через несколько лет он создаст фонд Melvin Capital и зашортит акции Game Stop.
Гейб Плоткин как и его босс Стив Коэн умел ставить по крупному. Через несколько лет он создаст фонд Melvin Capital и зашортит акции Game Stop.

Помимо “Бойцовского клуба” Торторы действовала еще минимум одна похожая сеть.

Winifred Jiau, она же Винни Пух или Пухстер была китаянкой, которая много лет назад переехала в США с Тайваня и на момент нашей истории работала в Taiwan Semiconductor. Помимо основной работы Пухстер подрабатывала консультантом в Primary Global Research, ныне канувшей в лету сети консультантов. Выступая перед небольшими группами заинтересованных лиц, Пухстер зарабатывала $10 тыс в месяц. Неплохо, неправда ли? За что же ей платили такие деньги?

Феномен сетей консультантов уже давно вызывал глухое подозрение у федеральных властей. В каждой сфере есть профи, которые добились глубоких результатов - это доктора, инженеры, биологи, химики, математики и многие другие. Некоторые из них работают в крупных фирмах или участвуют в научных исследованиях. Есть интересанты, которые могут заплатить за частную консультацию. Крупные хедж-фонды тратили на консультации сотни тысяч долларов в год, в случае с SAC бюджет превышал миллион.

Так например Сид Гилман (я писал про него тут) был одним из лучших специалистов по болезни Альцгеймера в мире. На консультациях он зарабатывал сотни тысяч в год. Редкий спец - большие деньги.

В теории, консультант не имел права разглашать конфиденциальную информацию или даже сказать больше, чем общедоступная информация. Но так или иначе, некоторые консультанты отлично зарабатывали.

Одним из таких консультантов и была Пухстер (впоследствии получила 4 года тюрьмы). Обладая обширными связями, она получала внутреннюю информацию о делах компаний и делилась ей с заинтересованными лицами. На этой информации инвесторы зарабатывали миллионы, а сама Пухстер ограничивалась скромными гонорарами. Впоследствии, она не смогла собрать деньги на залог, чтобы до суда не сидеть в каталажке. Пухстер долго не могла понять, что совершает что-то противозаконное.

Один консультант Doug Munro держал контору Word Wide Market Research. Он имел почту juicylucy_xxx, где в папке с черновиками время от времени размещал конфиденциальную информацию, полученную от информаторов. По сути, контора являлась хабом по торговле инсайдерской информацией. Покупай оптом, продавай в розницу!

Так например совладелец одного из небольших хедж фондов Самир Бараи платил Манро $8 тыс в месяц и он был далеко не один. Подписка, как на Яндекс Плюс или Нетфликс! Взамен подписчики имели пароль от почты и с нетерпением ждали условного сигнала. Когда у Монро появлялась новая информация, он присылал Бараи письмо 'Lucy is wet" (“Люси уже мокренькая”). Тогда подписчики заходили в папку с черновиками “мокренькой Люси” и узнавали тайные новости.

Для каждого источника были свои ники: Cha-Ching - парень из Интела, Saigon - инфо по National Semiconductor. Но лучшим источником была Пухстер.

Raj Rajaratnam из Галеон давно играл по крупному. Конкуренты удивлялись его потрясающему везению или уникальному трейдерским навыкам. Слыханное ли дело, в исключительно конкурентной среде Радж умудрялся легко и быстро зарабатывать деньги. И еще быстрее тратить - про его кутежи ходили легенды. В отличие от осторожного Стивена Коэна, который в юности натерпелся страха от допросов по подозрительным сделкам, восточный человек Радж был беспечен. Поэтому, когда ФБР поставило его телефон на прослушку, то услышало много интересного. Самоуверенный Радж открыто обсуждал инсайдерские сделки!

16 декабря 2019 года Радж был арестован по обвинению в инсайдерской торговле и через два года получил 11 лет тюрьмы.

Так закончилась карьера Раджа Ражаратнама, а его хедж фонд Галеон пошел ко дну.
Так закончилась карьера Раджа Ражаратнама, а его хедж фонд Галеон пошел ко дну.

Как оказалось, многие “Бойцовские клубы” были связаны между собой - получали информацию от одних и тех же источников, имели общих участников. Арест Раджа привел к панике - стала мокренькой не только Люси, но и штаны многих участников незаконной схемы. Так члены Бойцовского клуба Тортора, Хорват и Адонакис решили приостановить сотрудничество или, по крайней мере, снизить его до минимума.

Через несколько месяцев ФБР постучалось и в фонд Даймонд, где трудился консультантом Тортора. ФБР интересовал трейдер Тод Ньюмен. Работники ФБР изъяли много информации - десятки тысяч файлов, при анализе которых нашли одно странное письмо, отправленное Торторой Хорвату. Письмо содержало информацию по Делл. Ниточка потянулась дальше.

Схема нелегальной торговли по акциям Делл. Участники заработали более $60 млн
Схема нелегальной торговли по акциям Делл. Участники заработали более $60 млн

Результатом совместной операции ФБР и SEC (Комиссии по ценным бумагам и биржам) стало крупнейшее со времен Майкла Милкена судебное дело по обвинению в инсайдерской торговле. Все было осуждено более 80 участников, многие получили по 8-11 лет тюрьмы.

Один из команды ФБР вспоминал, что когда-то работал по организованной преступности. Однажды, он расследовал дело - двое участников албанской ОПГ убили третьего, заподозрив в предательстве. При всей своей жестокости, организованная преступность имеет свой кодекс чести - не предавай своих, не сотрудничай с “федами”, храни верность семье. А вот у “белых воротничков” из красивых офисов никакого кодекса чести не было, они без колебания закладывали подельников, приходили с приклеенным микрофоном к своим друзьям и пытались их вывести на откровенные разговоры.

Подписывайтесь, ставьте лайк!

Вас ждет много уникальной информации!

MosStart