Начинающие авторы нередко интересуются у меня, в том числе в личной переписке, в каких случаях лучше опубликовать статью на платформе Дзен, а в каких случаях публикация поста предпочтительнее. Если учесть, что на ноябрь 2022 года максимальный размер поста составляет свыше 4 тысяч символов, вопрос действительно становится актуальным. Допустим, у автора текст предполагаемой публикации до 4 тысяч. Каким форматом ему воспользоваться? Есть ли особенности или их нет?
Какие особенности бывают у статей и какие у постов?
Прежде чем отвечу на вопрос, каким форматом пользоваться, давайте разберём основные фишки обоих форматов.
Особенности формата «Статья» в Дзене
И статьи, и посты — форматы текстовые. Как известно, мультимедиа — это тексты, изображения, аудио, видео и т. д. На платформе Дзен тексты представлены этими двумя форматами. В чём особенности статьи?
Размер. Статья не имеет ограничений на максимальный размер текста. Возможно, какой-то технический предел существует, но я встречал здесь, в Дзене, статьи размером в сто тысяч символов. Автор, конечно, маньяк, но сами технические возможности такой текст опубликовать позволяют. Минимальный размер статьи — 1 символ. Без содержимого опубликоваться не получится. Правда, есть особенности, связанные с дочитываниями и прочим «маркетингом», но о них позже.
Оформление текста. Сейчас у статей может быть 3 варианта размеров текста (заголовки), а также несколько вариантов стиля: полужирный, курсив, зачёркнутый (нет возможности сделать через панель редактирования статьи, но возможно сделать косвенными способами). Раньше была возможность подчёркивать текст, а также выбирать более одного стиля. Сейчас эту возможность убрали, так как авторы злоупотребляли стилями, к тому же подчёркивание текстов воспринималось отдельными читателями как ссылка. Смены цвета шрифтов, а также гарнитуры (типа шрифта) в Дзене нет, зато есть два варианта списков: нумерованный и маркированный. В текстах поддерживаются смайлики-эмоджи— это позволяет разнообразить текст. Также, авторы могут вставить ссылки. 🎆🎭
Красивые ссылки. К слову о ссылках: Дзен позволяет в статьях использовать красивые карточки-ссылки. Это возможно не со всеми сайтами, лишь с некоторыми. В первую очередь, эта возможность используется при вставке ссылок на другие статьи, другие каналы Дзена. В статье красивых ссылок может быть сколько угодно.
Изображения. В статью можно вставить картинки, изображения. Несколько изображений можно собрать в блок, так называемую галерею. Особенность изображений — можно задать подпись к каждому изображению. Причём разные изображения в галерее можно сделать с разными подписями. При переключении с картинки на картинку пользователь увидит смену подписей. Также, одно из изображений задаётся как обложка ко статье.
Виджеты. С ними авторы сталкиваются, если вставляют красивые ссылки, но это далеко не единственное, что можно делать в Дзене. В статью можно вставить музыку из Яндекс.Музыки, а также видео (доступен Youtube, Дзен, но возможно и с других платформ — не проверял; если кто пробовал вставлять видео из RuTube или иных альтернативных источников — напишите, пожалуйста, в комментариях ко статье). Сюда также вставляются карточки товаров из Яндекс.Маркета или формы опросов из Яндекс.Форм. Короче говоря, экосистема Яндекса активно поддерживается.
Заголовки и вводный текст. У каждой статьи должен быть заголовок - название статьи. Ссылка на вашу публикацию формируется через название. Если размер заголовка не очень большой, то ваш потенциальный читатель увидит и вводный текст. Раньше, на платформе Дзен была возможность самостоятельного написания вводного текста для карточки, которую видит читатель. Последнее время этой возможности нет. Просто помните, что первые 1-3 предложения пользователь скорее всего увидит. Точных рекомендаций нет, но раньше говорили, что это первые 100-150 символов.
Особенности формата «Пост» в Дзене
И вот мы подошли к постам. Небольшим текстовым публикациям. Какие у них особенности?
Размер. На сегодня, у поста есть ограничение на максимальный размер — 4096 символов. Для простоты будем считать, что пост может быть не более четырех тысяч символов. Много это или мало? Статья может спокойно занимать 3-4 тысячи символов — и это будет читаемый материал: заметки, небольшие новости, рассуждения, подборки. Таким образом, посты по размеру уже догоняют статьи.
Оформление текста. В постах текст оформить по-особенному пока нельзя. Для сравнения, в Телеграме, а идея поста взята у этой платформы, можно выделять текст жирным или курсивом. Пока этого у постов Дзена нет, хотя выделение текста обещают вскоре сделать. Соответственно, заголовков в постах нет совсем. Зато, можно вставлять эмоджи. Кстати, если постараться, эмоджи вполне себе компенсируют отсутствие многих других возможностей оформления текста постов. 💯
Красивые ссылки. Если сравнивать с обычной статьёй, то тут неоднозначно. Можно сделать только одну красивую ссылку, но и то — на другой пост, другую статью, другой канал. На внешний сайт красивую ссылку сделать не получится (время от времени создатели Дзена экспериментируют с этим — так что вполне может случиться, что сделать ссылку-карточку Вы сможете). Также, если Вы создадите карточку-ссылку и захотите при этом вставить картинку или другую красивую ссылку, то не сможете этого сделать. Придётся выбирать между чем-то одним.
Изображения. В пост изображения вставлять можно. До 10 штук. Проблема в том, что к изображениям нельзя делать подписи (правда, кто сказал, что сам пост не может служить подписью?). Впрочем, если очень нужно, то делайте подписи прямо на самих изображениях при помощи графических редакторов. Одно время, кстати, существовал формат «галерея», а ещё раньше — «нарратив». Вот там была возможность подписывать картинки. Сделают ли такое в постах в ближайшее время — не знаю. Знаю, что идея прорабатывается разработчиками, но увидит ли свет — посмотрим.
Виджеты. Если кратко, то недоступны. Исключения — красивые ссылки.
Заголовки и вводный текст. Заголовки отсутствуют в постах как класс. Насчёт вводного текста, всё интереснее: дело в том, что читатель видит первые несколько предложений текста поста в своей ленте. Если ему интересно, в ленте можно нажать прямо по тексту и увидеть продолжение. К сожалению, точно нельзя сказать, где именно прервётся текст. По наблюдениям, это от 250 до 400 первых символов текста. Важно, что прерывание не механическое, а подчинённое некоему алгоритму. Иными словами, Дзен сам определяет, какая часть текста вводная.
Что лучше: Пост или Статья?
Итак, мы рассмотрели основные особенности работы непосредственно с текстами у постов и статей. Как видно, разница есть. Представим, однако, ситуацию, когда у автора текст ровно в 4 тысячи символов. Как ему лучше всего опубликоваться?
И вот здесь мы подходим к интересному, к разным подходам самой платформы к продвижению и доставки вашего контента в зависимости от формата публикации.
Маркетинговые особенности постов
Посты публикуются непосредственно в Ленте Вашего канала. Там они доступны всегда, любому, кто туда зайдёт. Правда, в лентах Ваших читателей — существующих и потенциальных — посты будут крутиться лишь ближайшие два-три дня. В первую очередь, Ваши подписчики всё увидят, но затем и остальные потенциальные читатели. Потенциальность определяется алгоритмами Дзен. Важно, что из-за короткой жизни постов, они гораздо быстрее и шире получают охват. По наблюдениям многих авторов, чьи посты крутятся всем, посты получают более широкий охват, чем статьи аналогичной тематики и содержания. Для примера. Одна статья у меня может получить, допустим, 15-20 тысяч показов. Практически такой же пост получит 25-30 тысяч показов, причём за короткое время — в ближайшие пару дней. Также, по наблюдениям, посты крутятся немного другой потенциальной аудитории, чем статьи. Отсюда распространённый приём, который мои постоянные читатели уже видели: пост с ссылкой на собственную недавнюю статью. Для чего это делается? Чтобы статью могли прочитать большее количество людей.
Всё это хорошо, но как всегда бывают оговорки. Дело в том, что посты хорошо крутятся потенциальной, а не фактической аудитории только в одном случае: если алгоритмы платформы посчитали, что вы, как автор, создаёте полезные посты. На платформе Дзен есть некий тайный индикатор, показывающий, что Вы как автор создаёте хорошие посты, что Ваш контент можно крутить всем, а не только подписчикам. Для того, чтобы система так решила, нужно как можно меньше делать посты на собственные статьи (потом можно, но в начале пути — нет), поменьше анонсов делать. Писать о чём-то действительно стоящем. Проверить легко, кстати. Просто сделайте пост, а потом посмотрите, приходят ли к Вам новые подписчики через него. В статистике это видно. Если приходят, значит действительно Ваши посты крутятся широкой аудитории, надо обязательно этой возможностью пользоваться.
Так что если ценность публикуемого материала важна в короткий период времени, то лучше сделать пост. В ближайшие пару дней он будет крутиться, привлекать внимание не только в среде подписчиков.
Маркетинговые особенности статей
Что же со статьями? Статьи также в первые два дня получают активное отображение у самой подходящей аудитории. В первую очередь, у Ваших подписчиков и лайкеров. Лайкеры — это те, кто поставил лайк, но ещё не подписался на Ваш канал: их алгоритмы также учитывают, также стараются показывать им Ваши новые публикации.
Если за первые дни статья набрала хорошие реакции, то происходят интересные вещи: набор релевантной, подходящей аудитории. Вот почему отдельные статьи получают второе дыхание, всплеск интереса. Также, через какое-то время ваша публикация потенциально может получить прирост поискового трафика. Дело в том, что статьи в отличие от постов индексируются поисковиками. Несколько статей моего канала, например, постоянно приводят ко мне новых подписчиков именно за счёт поисковых запросов.
Вообще, статья в Дзене должна создаваться как текст, оптимизированный для поисковиков. Белые приёмы SEO здесь очень хорошо работают. Скажем, заголовки с ключевыми словами. Вопросы в тексте, повторяющие вопросы в поисковике. Конечно, этим злоупотреблять нельзя, но стоит учитывать.
Есть у статей и ещё одно преимущество, отсутствующее у постов практически: статьи видно в Метрике. Яндекс.Метрика, кто не знает, специальный инструмент для SEO: там видно, что именно у Вас хорошо читают из статей. Что за аудитория приходит. Источники аудитории, её качество. Очень многое можно узнать при помощи метрики. Посты этой возможности практически лишены. Почему практически? Иногда их видно в метрике, но только если пользователь решил оставить комментарии, либо прочитать чужие. Иными словами, если посетитель зашёл непосредственно на страницу поста. Основные читатели смотрят посты именно в ленте, редко залезают в комментарии.
Итоги и мои рекомендации
Итак, подытожим. Посты идеально подходят для наращивания аудитории, а также для увеличения внимания к статьям (через механизм репостов).
Посты, как мотыльки и бабочки, живут недолго, но ярко. Идеально подходят для новостей, заметок, репостов.
Полезные вещи тоже можно публиковать, почему бы и нет? Проблема в том, что через какое-то время опубликованное забудется, потеряется в потоке. Впрочем... Телеграм как раз активно использует модель постов, а не статей. Хорошие каналы там перечитываются, но в этом и минус — в Телеграме хорошей навигации на канале нет; полезные публикации теряются на просторах канала. В Дзене в этом плане лучше, так как есть рубрикаторы и прочие полезные инструменты.
Статьи, в отличие от постов, живут вечно. Статьи индексируются поисковыми машинами (Яндекс, Гугл). Набор аудитории для статьи происходит медленнее, но, как говорится, вернее.
Статьи имеют больше возможностей по оформлению текста, по используемому внутри них контенту: изображения, виджеты, аудио, ссылки.
Таким образом, если публикуемый текст должен жить долго, то лучше статьи нет ничего. Потом, никто не отменяет тактики, когда к статье делаются посты-дублёры (только ни в коем случае не копируйте текст один в один!), сопровождающие посты и репосты.
Ну и самое главное. Дзен — платформа экспериментов. Обязательно пробуйте себя в разных форматах! Вполне может произойти история, когда статьи получали весьма малый охват, но посты всё изменили: канал, получающий максимальный прирост аудитории именно за счёт постов, уже никого не удивит.
Есть ли у Вас предпочтительный формат публикации? Что Вам больше нравится: посты или статьи? Поделитесь в комментариях
Игорь Кучаев