Найти тему
Тракторист-Моторист ☑️

💥 Почему советский трактор 1950-х годов лучше современных китайских «мини-тракторов»? 😎

Трактор ХТЗ-7 в музее Истории трактора (город Чебоксары)
Трактор ХТЗ-7 в музее Истории трактора (город Чебоксары)

===

Не секрет, что в настоящее время в России не производятся малогабаритные тракторы, а предлагаются сельским жителям и фермерам мини-тракторы с «российскими» именами (типа «Русич», «Рустрак», «Скаут» и т.п.), которые все сделаны в Китае.

Почему российские производители игнорируют рынок компактных садово-огородных тракторов, нам неизвестно. Хотя, наверное, это объясняется стремлением больше заработать – ведь чем больше трактор, тем он дороже...

А вот во времена СССР, несмотря на то, что сельское хозяйство было коллективным, государство заботилось о производстве не только мощных и тяжёлых тракторов, но и обеспечивало производство небольшой сельхозтехники.

Из журнала "Техника - молодежи" 1951 год
Из журнала "Техника - молодежи" 1951 год

===

Например, ещё в 1949 году на Харьковском тракторном заводе имени Орджоникидзе (ХТЗ) был разработан универсальный малогабаритный колёсный трактор для сельского хозяйства.

Серийное производство универсального садово-огородного трактора ХТЗ-7, тягового класса 0.6, началось в 1950 году и продолжалось до 1956 года (всего за 5 лет было произведено около 85.000 единиц ХТЗ-7).

Этот малогабаритный трактор был предназначен для обработки почвы в садах и огородах, а также для выполнения транспортных работ.

---

Трактор ХТЗ-7 работает с культиватором
Трактор ХТЗ-7 работает с культиватором

===

Трактор ХТЗ-7 (безрамной конструкции, с задними ведущими колёсами), оснащался карбюраторным бензиновым 2-хцилиндровым двигателем водяного охлаждения Б-7 производства ХТЗ.

Надо отметить, что двигатель Б-7 был во многом унифицирован с двигателями автомобилей ГАЗ-51 и М-20 «Победа», а также с тракторным двигателем КД-35.

---

Объём двигателя Б-7 составляет 1,3 литра (диаметр цилиндра – 82 мм, ход поршня – 125 мм), номинальная мощность – 12 лошадиных сил при 1600 об/мин, максимальный крутящий момент – 64 Нм.

Трактор ХТЗ-7 на выставке в Германии (1954 год)
Трактор ХТЗ-7 на выставке в Германии (1954 год)

===

Муфта сцепления – однодисковая, непостоянно замкнутого типа. Коробка передач – механическая с реверсом, обеспечивает 5 передач вперёд и 4 – назад.

На тракторе ХТЗ-7 можно было работать как передним ходом, так и задним - для этого на тракторе установлено реверсивное управление и переставляемое сиденье.

Максимальная транспортная скорость трактора ХТЗ-7 составляет 13 км/ч, минимальная – 0,7 км/ч. Размерность колёс: передних – 4.0-16, задних – 8.0-32, масса трактора составляет 1300 кг.

Трактор ХТЗ-7: рабочее место тракториста
Трактор ХТЗ-7: рабочее место тракториста

===

Колея трактора регулируется в широком диапазоне: от 1000 до 1500 мм. Кроме того, при помощи поворота бортовых передач регулируются агротехнический просвет (от 310 мм до 520 мм) и колёсная база трактора.

Трактор ХТЗ-7 оснащался гидравлической навесной системой, прицепным устройством и задним валом отбора мощности. Кроме того, имелся боковой вал отбора мощности со шкивом – для привода стационарных машин и агрегатов.

Универсальный ХТЗ-7: из садового становился огородным (и наоборот) путём несложных регулировок
Универсальный ХТЗ-7: из садового становился огородным (и наоборот) путём несложных регулировок

===

🤔 Кто-то может сказать, что бензиновый двигатель на тракторе – это не экономично? Да, так и есть.

И поэтому в 1955 году на Харьковском тракторном заводе на базе ХТЗ-7 был разработан и запущен в серийное производство модернизированный трактор с дизельным двигателем и с электростартером, получивший индекс «ДТ-14».

Трактор ДТ-14 производился до 1959 года (всего было выпущено более 65.000 единиц), а затем его сменил на конвейере более мощный садово-огородный трактор ДТ-20.

Дизельный трактор ХТЗ ДТ-14 (наше время, ветеран ещё работает)
Дизельный трактор ХТЗ ДТ-14 (наше время, ветеран ещё работает)

===

🙄 А что касается вопроса: почему советский садово-огородный трактор лучше современных «китайцев», то ответ простой: на китайских мини-тракторах нет ни регулируемого клиренса, ни реверсивного хода, ни бокового вала отбора мощности.

И, поскольку конструктивно современные китайские мини-тракторы ничем не отличаются в лучшую сторону от 70-летнего советского ХТЗ-7, можно сказать, что не надо «изобретать велосипед», а надо просто восстановить массовое производство советской малогабаритной техники.

Садово-огородные тракторы ХТЗ-7 экспортировались за рубеж (на фото: немецкие фермеры работают на ХТЗ-7)
Садово-огородные тракторы ХТЗ-7 экспортировались за рубеж (на фото: немецкие фермеры работают на ХТЗ-7)

===

Кстати, всех причастных граждан бывшего СССР поздравляем с Великим Праздником 7 Ноября. 💥

===

Рекомендуем почитать:

⚡ Мини-тракторы «Уралец» теперь можно купить в лизинг на льготных условиях: государственная компания Росагролизинг предлагает всю линейку техники Еманжелинского завода 🏭 . Самый недорогой малогабаритный трактор модели «Уралец-220», который выпускается в городе Еманжелинск (Челябинская область) можно взять в лизинг по цене 372.000 рублей (с нулевым первоначальным взносом). Срок лизинга – до трёх…
Тракторист-Моторист20 октября 2022
💥 В два раза мощнее: новый мини-трактор МТЗ «Беларус» 🚜 показали на выставке в Москве
Тракторист-Моторист11 октября 2022

---