Найти тему
Дмитрий Ганин

Алтай. Чуйский тракт

Курайская степь и Северо-Чуйский хребет
Курайская степь и Северо-Чуйский хребет

Отправляясь в путешествие по Горному Алтаю мы ни за что не пропустим, пожалуй, главную его достопримечательность - Чуйский тракт (он же Р-256, а ранее - М-52). Эта трасса, соединяющая Новосибирск с Ташантой на границе Монголии, является одной из самых красивых дорог мира абсолютно заслуженно. Двигаясь по ней мы застанем невероятную смену пейзажей - от бескрайних полей Алтайского края до снежных вершин Республики Алтай, увидим горные реки и водопады, непроходимые леса и степи, преодолеем 2 красивейших перевала.

История тракта начинается ещё тысячи лет назад, когда он являлся северным направлением Великого Шёлкового пути и назывался Мунгальским. В разные временя здесь проживали различные кочевые народы - скифы, гунны, джунгары и другие. После них осталось множество памятников - например, петроглифы, каменные изваяния и могильные курганы.

В 1756 году алтайцы вошли в состав Российской империи, и с этого момента началось развитие торговли по этому направлению. Барнаульские купцы впервые дошли до Кош-Агача и стали торговать с монголами, китайцами и тибетцами. Единственной проблемой оставалось то, что дорога, по факту, была просто тропой, непригодной для повозок, что крайне усложняло торговлю. Только в 1903 году дорога была переоборудована в колёсную, но за несколько лет снова пришла в негодность.

В 1914 начинается разработка плана по строительству полноценной дороги. И ценой великих усилий местных и ссыльных заключенных тракт был сдан в эксплуатацию в 1935 году. Сейчас же на трассе постоянно можно увидеть дорожные работы по расширению и поддержанию дорожного полотна. Благодаря этому, дорога находится в идеальном состоянии и доступна для путешествия на любом транспорте.

Дорога от Новосибирска до Горно-Алтайска не очень увлекательна и богата видами. Но здесь, по пути, можно посетить Барнаул, Бийск и Сростки - родину Шукшина и знаменитых сростинских пирожков.

Спустя 6 часов пути от Новосибирска мы попадаем в Горно-Алтайск - единственный город республики. Здесь же находится аэропорт. Поэтому, если вам нужно лететь, то стоит планировать начало путешествия именно отсюда. Дальше же нас ожидают многочисленные посёлки и деревеньки.

Сразу за Горно-Алтайском начинается огромная туристическая зона, которая растянулась по берегам Катуни аж на 100 км - до Чемала. Здесь можно найти базы отдыха, гостевые дома, кемпинги, кафе и множества видов досуга в любой ценовой категории. Именно здесь стоит остановиться в конце первого дня путешествия, чтобы набраться сил перед самым красивым участком маршрута.

Вид на Чемальский тупик с Поклонной горы
Вид на Чемальский тупик с Поклонной горы

Чем дальше мы будем ехать в сторону Ташанты, тем выше будут становиться горы, деревни и заправки встречаться всё реже, связь будет всё хуже. На 583 км нас ждёт самый высокий автомобильный перевал Алтая - Семинский. Его высота 1717 м. На вершине находится большая ярмарка, где можно купить мёд и медовуху, травяные чаи, изделия из шерсти и кашемира, сувениры из дерева и камня. Отсюда же открывается вид на вершины Сарлык и Тияхты.

Второй перевал нас ожидает на 659 км, и это - Чике-Таман. Дорога наверх не такая затяжная, но она круче и извилистей. На вершине нас, так же, ждёт ярмарка и великолепный вид со смотровой площадки на старый перевал.

Примерно на 700 км тракт снова выходит к Катуни, вновь открывая нам главную водную артерию Алтая. Катунь - крупнейшая река республики, берущая начало под Белухой и образующая Обь в слиянии с Бией. Осенью она приобретает бирюзовый цвет и становится особенно красива. Чуть дальше, в посёлке Иня мы увидим Цаплинский мост - первый двухцепной висячий мост на территории России. Сейчас он не используется и служит памятником.

Цаплинский мост
Цаплинский мост

На 730 км мы попадём на слиянии Катуни и Чуи. Цвет рек очень разный, поэтому чётко видно как реки смешиваются. Здесь можно сделать красивые снимки, отдохнуть и продолжить путь уже вдоль Чуи.

Очень скоро по левую руку мы увидим самый большой комплекс петроглифов на Алтае - Калбак-Таш. Тут стоит взять экскурсию, и гид расскажет вам об этих древних наскальных рисунках и тех, кто их оставил. Очень помогает больше вникнуть в историю и культуру этих мест.

На 776 км можно сделать остановку около водопада Ширлак, он же - Девичьи слёзы. Тут мы сможем попить вкусной воды прям из водопада и купить вкусного копчёного хариуса.

-4

Дальше наша дорога идёт до посёлка Акташ, где можно с лёгкостью найти себе базу, закупиться продуктами или поесть в кафе, заправить автомобиль. Здесь я советую заканчивать второй день маршрута.

Через 6 км от Акташа находится известное Гейзерное озеро. Это небольшое озеро, питаемое термальными источниками, не замерзает зимой. Его дно состоит из голубой глины и песка, что создает интересные рисунки. Вход на озеро платный - 100 р с человека. И здесь всегда очень много туристов.

Теперь мы едем к жемчужине нашего путешествия - Курайской степи. Эта огромная степь когда-то была дном океана и сейчас с высоты можно увидеть так называемую Гигантскую рябь течения. Удивительное зрелище.
И на фоне всего этого - вечно снежные вершины Северо-Чуйского хребта.
Учтите, что это уже Кош-Агачский район, являющийся пограничным, а значит, тут могут взять паспорта на проверку. А могут и не взять. Будьте готовы к этому.

Курайская степь и Северо-Чуйский хребет
Курайская степь и Северо-Чуйский хребет

Здесь мы можем остановиться в посёлке Курай или на новых многочисленных базах и кемпингах. Либо продолжить путь до Чаган-Узуна.

Здесь находятся очень популярные у туристов Марсовы горы (или просто Марс) - красные от большого содержания железа горы и скалы. Проехать туда получится только на высокой и проходимой машине. Если такой нет, то местные забросят вас на УАЗиках.

Алтайский Марс
Алтайский Марс

Доехав до Кош-Агача (909 км) мы обязаны посетить монгольскую ярмарку - здесь можно купить изделия из кожи и шерсти по самым приятным ценам. Также, стоит доехать до Тархатинского мегалитического комплекса - музея под открытым небом, в древние времена бывшим скифским святилищем.

Дальше дорога приведет нас к последнему российскому населённому пункту - Ташанте и русско-монгольской границе. Смотреть там особо нечего, поэтому от Кош-Агача можно отправляться в обратную дорогу.

Но помните, что Горный Алтай не ограничивается одним трактом, а про все эти места я более подробно расскажу позже.

Путешествуйте!

-7