Найти тему
Шпионские страсти

Агент «Дубин» к выполнению задания приступил.

1950-1956 годы

СССР

Продолжении серии «Англичанка гадит».

В начале 1950-х английская разведка вновь провела заброску своей агентуры с использованием опорных пунктов, подставленных ей через легендированную организацию (смотри публикацию «Англичанка гадит - 2»). С тем же катером, который доставил этих агентов, в качестве представителя «организации» в Лондон был направлен агент КГБ «Дубин»*.

Глава дипломатической и консульской службы Латвии** Карлис Зариньш обращается к радиослушателям в день 38й годовщины провозглашения независимости Латвии (1956)
Глава дипломатической и консульской службы Латвии** Карлис Зариньш обращается к радиослушателям в день 38й годовщины провозглашения независимости Латвии (1956)

«Дубина» принял начальник отдела СИС полковник Маккибин, руководитель латышской антисоветской эмиграции Карлис Зариньш и резидент английской разведки Силорайс. В процессе переговоров с ними «Дубин» выяснил важные данные о планах подрывной деятельности английской разведки против СССР. Так, англичане рекомендовали «Дубину» создавать небольшие по численности вооруженные группы националистов, которые можно было бы быстро перебрасывать из одного района в другой. Группы должны быть готовы к диверсионно-террористической деятельности в случае начала войны (убийство партийно-советских активистов, офицеров СА, подрыв мостов, складов и т. п.). В мирное время основной задачей групп является вербовка сторонников путем вовлечения их в «повстанческое движение против Советской власти», пропаганда буржуазно-националистических идей, создание в Латвии и других районах СССР площадок и баз для приема парашютистов в случае начала войны.

Стараясь скрыть свой интерес к получению шпионской информации, английские разведчики со свойственной им осторожностью пытались внушить «Дубину» мысль о том, будто бы разведывательные сведения нужны самому националистическому подполью и его представителям в Англии (Зариньшу, Силорайсу) для выработки приемов борьбы с советскими властями и Вооруженными Силами (знать, где и когда можно нанести наиболее чувствительные удары, избрать объекты для диверсионной деятельности в случае начала войны, более искусно вести пропаганду и т. п.).

Маккибин и Силорайс рекомендовали «Дубину» вовлекать в подпольное движение националистически настроенных молодых людей, особенно студентов. Некоторым из них они предлагали поручить сбор разведывательной информации о восточных районах Советского Союза. Английские разведчики говорили, что, поскольку студенты выезжают на практику в различные области СССР и работают там на предприятиях, их можно активно использовать для сбора военной, экономической и политической информации о Советском Союзе. В этих же целях должны использоваться выезды участников подполья в командировки по стране и в отпуск.

В процессе общения с английские разведчиками «Дубину» удалось выяснить, что англичане активно готовят группами и поодиночке новых агентов-латышей для заброски по нелегальным каналам в Латвию для оказания «помощи» легендированному подполью. «Дубин» лично встречался с рядом английских агентов, готовившихся к заброске в СССР, и собрал характеризующие их данные.

«Дубин» неоднократно присутствовал на совещаниях главарей латышских буржуазных организаций в Англии, на которых обсуждались вопросы, связанные с будущим государственным устройством Латвии в случае реставрации в ней капиталистического строя.

Считая «Дубина» действительным представителем мощной националистической группы, существующей в Латвии, англичане, видимо для того, чтобы воодушевить участников подполья на дальнейшую активную антисоветскую борьбу, делали вид, что отводят группе руководящую роль в будущем Латвийском государстве в случае реставрации там буржуазных порядков. Они поручили «Дубину» после возвращения в СССР обсудить совместно с другими участниками его организации и сообщить за границу свои соображения и пожелания по поводу программы будущего правительства и его состава. Главари антисоветской латышской эмиграции верили в реальность дела настолько, что так называемый «президент буржуазной Латвии за границей» Зариньш просил через «Дубина» у легендированной организации утвердить занятие им президентского поста. Англичане заявили «Дубину», что надеются на захват организацией власти в Латвии в случае начала войны.

За время пребывания в Англии (около года) «Дубин» прошёл подготовку в разведывательной школе. Работе на рации, шифровальному делу и методам сбора шпионских сведений его обучали английские разведчики, выступавшие под кличками «Джон большой» и «Джон маленький», тайнописи и ее проявлению — разведчица «Мэри». Наряду с этим он неоднократно встречался с начальником английской агентурной радиостанции Бирдом, от которого узнал, что связь с агентурой, забрасываемой в Советский Союз, поддерживают две приемо-передающие станции: одна в Лондоне, а другая - в Ганновере (ФРГ).

В результате проведения этой оперативной игры с английской разведкой органам госбезопасности удалось на сравнительно долгий период парализовать подрывную деятельность англичан против Советской Латвии, выявить методы подготовки и заброски агентуры в СССР, способы связи с агентами, характер даваемых агентуре заданий, изучить личный состав некоторых служб английской разведки. В ходе игры было захвачено 20 специально обученных шпионов, 22 радиостанции, 17 специальных радиомаяков для наводки самолетов на цель, около 100 шифроблокнотов и кодов, более 40 автоматов, 120 пистолетов, а также свыше 5 млн. рублей советских денег и много различных ценностей***.

Оказывается жертвы ЕГЭ не только у нас. У них тоже таких же кадров полным-полно. Хоть каждый год новую операцию «Трест» проводи.

И, забавный момент в шпионских играх - "антисоветская организация" , возглавляемая Зариньшем- такая же выдумка британской разведки, как и организация, представляемая "Дубиным" советской. Прибалтийские лимитрофы всегда были и остаются не субъектами, а объектами политических и шпионских историй, реквизитом так сказать.

(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)