Человечеству известна с давних времен способность запахов влиять на са-мочувствие и настроение. В наши дни силу ароматов взяли на вооружение спе-циалисты по PR, превратив запах в двигатель торговли и создав целое направле-ние ароматной индустрии – аромамаркетинг.
С помощью запахов можно не только создать в бутике или офисе опре-деленное настроение, но и увеличить продажи. Этому способствует особен-ность человеческого организма: обоняние является вторым анализатором по степени важности после зрения. Его влияние на эмоции опережает другие органы чувств на 75%.
Ароматы крайне индивидуальны, но есть особо актуальные, бьющие точ-но в цель. К примеру, по мнению большинства аромамаркетологов, особо привлекательными ароматами являются запахи свежей выпечки и кофе. Не-сомненным бестселлером считается также лимон. Использование ароматов зависит от помещения, рода деятельности компании и ее аудитории. Например, для продуктовых магазинов подходят запахи огурца и арбуза. В дорогих бутиках уместен запах роз, делающий людей сговорчивыми. Фирмам, продающим туры в экзотические страны, следу-ет наполнять офис ароматом тропических фруктов или моря.
В аромамаркетинге даже установилась определенная мода. Например, хитом сезона может быть запах яблочного пирога с корицей, а в канун новогодних праздников не зависящими от моды лидерами становятся ароматы хвои и мандаринов.
Запахи используют, чтобы расслабить, расположить, успокоить, настроить на нужный лад, уменьшить чувство страха или стресса. Запахом можно успокоить делового партнера – перед началом встречи в офисе распылить релаксирующие запахи хвои или лаванды, вызывающие чувство расслабления.
При использовании ароматных композиций следует помнить: они должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть экологически безопасными.
Я считаю, что аромамаркетинг можно использовать и в библиотеке. Например, в детских библиотеках и семейных библиотеках-кафе стоит использовать запахи шоколада, печенья, кофе с молоком.
Для абонемента подойдут приятные цветочные ароматы – благодаря им читатель подольше задержится в библиотеке.
Запахи попкорна и кока-колы – удачный вариант воздействия на молодежь, поэтому они подойдут для читальных залов массовых библиотек.
В читальных залах учебных заведения можно использовать ароматы дляснятия усталости, раздражительности: бергамота, гвоздики, лимона, розмарина, сосны. При умственном перенапряжении помогают ароматы базилика, можжевельника, эвкалипта. Ароматы сандала и лаванды способны в два раза снизить вероятность ошибки при работе на компьютере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аромареклама [Электронный ресурс] : все о запахах в рекламе и бизнесе. – Электрон. дан. – М., 2003. – Режим доступа: http://www.aromareklama.ru/informacia.htm. – Загл. с экрана.
2. Что такое аромамаркетинг и аромадизайн? [Электронный ресурс] // Деловая пресса. – Электрон. дан. – М., 2006. – Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_39_aId_440027.html. – Загл. с экрана.
3. Дыленова, И.И., Любовникова, Н.А. Аромамаркетинг как инструмент воздействия на человека [Электронный ресурс] / И.И. Дыленова, Н.А.Любовникова // II Общероссийская студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум» 15 – 20 февраля 2010 года. –Электрон. дан. – М., 2010 – . – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2010/5/647. – Загл. с экрана.