Солнце, сияющее и великолепное в своих двенадцати формах, как управитель дня и владыка грах, является повелителем Калы, или Времени. Три пупа его удивительной одноколесной колесницы представляют собой три формы времени: бхута, бхавишья и вартаман (прошлое, будущее и настоящее) и различные кала санкхьи (измерения времени), такие как кшан, мухурта, диваса, ратри, пакша, маса, самватсара, риту, аяна и юги — это разные части его колесницы. Солнце определяет еще одно тройственное разделение времени: сришти, стхити и пралайю (созидание, поддержание и разрушение), и как Брахма, Вишну и Махешвара оно управляет Колесом Времени или Кала чакрой, в спицах которой заключено каждое живое существо. Время, управляемое Солнцем в индуистской философской традиции, циклично, в отличие от современного математического времени, которое является линейным.
Без Бога Адитьи не может быть измерения времени, а без него не может быть порядка во вселенной. Основное измерение времени Солнца на Земле — от восхода до восхода солнца, поскольку оно проходит полный круг двенадцати раши, разграничивая период на день и ночь, ахо и ратри, поскольку Солнце невидимо в течение половины периода времени. Вместе это известно как ахоратри, от которого произошло слово «Хора», обозначающее изучение Джйотиша как Хора-шастры. Таким образом, движение Солнца вокруг двенадцати раши является основной единицей времени в жизни живого существа. Это Время совершенно упорядоченное и правильное, идущее по пути Брахмы. Это упорядоченное Время известно как Божество Яма. Он олицетворение Дхармы и сын Сурьи. И все же есть другое Время, другой сын того же Сурйа, которое неправильно и не следует дхарме. Он действует с полуночи до полуночи и предвещает все неблагоприятное и злонамеренное. Это Махакала, и он преобладает в Кали-югу, так как присутствие дхармы в этот период слабо. Время Ямы включает в себя разрушение и смерть, но, как и танец Шивы, эти явления означает пралайю и являются кульминацией всего творения в соответствии с законом природы.
Кала чакра сопоставляется с дик чакрой (колесом направления), начиная с Солнца на востоке, за которым следуют Марс, Юпитер, Меркурий, Венера, Сатурн, Луна и заканчивая Раху в северо-восточном направлении. Если дик чакра, управляемое десятью дикпалами и Богом Индрой, изображает созидательную сторону жизни, то кала чакра изображает разрушительные события, которые могут произойти в жизни человека. Там, где Дик как Направление или Гати положителен, Кала как время отрицателен.
Яма был благословлен своим отцом и стал известен как Дхармараджа и достиг господства одной из диков в качестве локапалы. Махакала совершил суровое покаяние, достиг «грахатвы» и стал более известен как Шанайшчара. Яма — сын Сурьи от Сангьи, а Махакала — сын теневого «я» Сангьи, Чайи. Поскольку основной единицей обычного времени является циклическое движение Солнца по зодиаку, как это изображено Ямой, лагна или начальная точка движения Солнца известна по-разному как Сангья, точка творения. Двадцать четыре часа, начиная с движения Солнца из Сангьи, делятся на 8 ям, каждая из которых длится 3 часа. Каждая половина ямы известна как кала, ее размер составляет полтора часа, что составляет 16 кала в день. Каждая кала управляется планетой, начиная с управителя дня, и впоследствии она следует порядку кала-чакры от Солнца до Раху. Восемь кал, которые существуют от заката до восхода солнца, начинаются с 7-й планеты от управителя вара в кала чакре.
Яма был благословлен своим отцом и стал известен как Дхармараджа и достиг господства одной из диков в качестве локапалы. Махакала совершил суровое покаяние, достиг «грахатвы» и стал более известен как Шанайшчара. Яма — сын Сурьи от Сангьи, а Махакала — сын теневого «я» Сангьи, Чайи. Поскольку основной единицей обычного времени является циклическое движение Солнца по зодиаку, как это изображено Ямой, лагна или начальная точка движения Солнца известна по-разному как Сангья, точка творения. Двадцать четыре часа, начиная с движения Солнца из Сангьи, делятся на 8 ям, каждая из которых длится 3 часа. Каждая половина ямы известна как кала, ее размер составляет полтора часа, что составляет 16 кала в день. Каждая кала управляется планетой, начиная с управителя дня, и впоследствии она следует порядку кала-чакры от Солнца до Раху. Восемь кал, которые существуют от заката до восхода солнца, начинаются с 7-й планеты от управителя вара в кала чакре.
Построение кала чакры
Трактат «Прашна Марга» в шлоках 82-84 подробно описывает построение кала чакры. Чакру строят, рисуя три концентрических квадрата, а затем рисуя четыре линии, соединяющие различные точки этих квадратов. Две линии проводятся по диагонали, соединяя четыре угла. Два других нарисованы по вертикали и горизонтали, делящие квадрат на четыре четверти. В совокупности все четыре линии делят весь квадрат на восемь треугольников. Восемь точек на внешней периферии представляют восемь направлений, при этом верхняя средняя точка — это Восток, за которым следуют юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, север и северо-восток, двигаясь по часовой стрелке. Наконец, 28 накшатр нанесены на восемь спиц, которые сходятся в центре внутреннего квадрата группами по семь. Отсчет начинается с Ашвини на востоке в самой верхней точке внешней периферии, двигаясь вниз к центру спицы, а затем вверх по диагональной спице на юго-востоке. Таким образом, отображение заканчивается 28-й накшатрой, нанесенной в северо-восточном направлении в верхнем левом углу внешней периферии.
Спицы представляют приток и отток положительных и отрицательных энергий. Энергии, текущие по прямым линиям в восточном, южном, западном и северном направлениях, — это энергии, текущие к центру. Эти четыре направления представляют кендры. Юго-восточный, юго-западный, северо-западный и северо-восточный углы — это коны, точки, из которых вытекают энергии.
«Прашна Марга» утверждает, что «по накшатрам в кала чакре можно определить и узнать о йогинях и мритйу, а по этим другим лакшанам или указаниям можно увидеть». По кала чакра определяют три чувствительные точки, а именно Прана, Деха и Мритйу, по которым можно предсказать неблагоприятные события и смерть. Эта процедура применима для прашны; следовательно, все используемые здесь параметры гороскопа соответствуют карте прашны.
- Прана: поставьте накшатру Солнца на позицию 1 в кала чакре. Считайте от этого положения до накшатры Луны. Эта точка есть Прана.
- Деха: Назначьте джанма-накшатру (накшатру Луны) натива на позицию 1. Считайте от этой позиции до праны. Эта точка — Деха.
- Мритйу: Назначьте Криттику на позицию 28. Считайте отсюда до накшатры Луны против часовой стрелки. Эта точка есть Мритйу.
Прим. перев.: для расчета Мритйу нужно выставить Рохини в качестве базовой накшатры, что есть то же самое, что Криттика в положении 28.
Когда эти три точки, или спхуты, выстраиваются в одну линию, наступает смерть. Когда Деха и Мритйу или когда Прана и Мритью находятся на одной линии, возникают длительные болезни и припадки. Есть еще одна чувствительная точка, называемая Йогини. У йогини есть свой особый образец движения, известный как танец йогини, но вычисление этой точки и ее эффектов выходит за рамки данной статьи.