Найти в Дзене
АиФ – Нижний Новгород

Уроки чтения. Детский писатель о том, как привить любовь к литературе

Оглавление
   Через увлекательный сюжет до маленького читателя можно донести много истинных человеческих ценностей.
Через увлекательный сюжет до маленького читателя можно донести много истинных человеческих ценностей.

«Сейчас дети читают меньше, чем в своё время мы. Для того чтобы их увлечь, надо прилагать особые усилия. Что детей привлекает? Во-первых, понятный текст. Второе – иллюстрации. Третий момент – тайна», - говорит детский писатель из Нижнего Новгорода Юлия Варнакова, которая в этом году стала одним из лауреатов Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина.

Юлия Варнакова получила премию в номинации «Выбор детского жюри». Фото: Из личного архива

Встреча с Петром I

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Юлия, как в наши дни становятся детскими писателями?

Юлия Варнакова: – Я никогда не думала, что буду писателем – ни взрослым, ни детским. Хотя работа моя была тесно связана со словом: 18 лет трудилась в пресс-службе крупного производственного холдинга.

По семейным обстоятельствам работу пришлось оставить. Тут-то я и вспомнила про свою давнюю мечту – иллюстрировать детские книги. В своё время с отличием окончила художественную школу, необходимые навыки были. Стала рассылать портфолио с рисунками к классическим детским произведениям по издательствам.

Вдруг меня осенила мысль: зачем иллюстрировать чужую детскую книгу, если я могу написать и украсить свою? Села и за неделю сочинила сборник рассказов «В доме на краю леса» (6+), а потом три месяца рисовала к нему картинки. Дом на краю леса — наш, а героями историй стали мои сын и дочь. Сборник был издан при поддержке Издательского совета Нижегородской области.

– Не было страха, что первая книга для детей станет последней?

– Я как-то сразу увлеклась, столько мыслей в голове появилось, не было творческого кризиса. После выхода сборника детских рассказов пришла идея написать книгу в жанре нон-фикшн (Переводится как «не вымысел». – Ред.) Так появилась книга «Нижегородский кремль: о чём расскажут башни» (6+).

Сейчас дети читают меньше, чем в своё время мы. Для того чтобы их увлечь, надо прилагать особые усилия. Что детей привлекает? Во-первых, понятный текст. Второе – иллюстрации. Третий момент – тайна. В книжке про кремль у каждой его башни есть своя тайна, которую она готова рассказать. Это ребёнка интригует. Тайны всех 13 башен в итоге раскрываются, а маленький читатель узнаёт много полезной краеведческой информации. Книга популярна. За два года она переиздавалась 4 раза. Изданий-то про кремль много, но детских практически нет.

Дальше я себе усложнила задачу и попыталась написать уже художественный краеведческий текст с элементами загадок и приключений, и появилась книга «Охотники за легендами» (8+). В современной детской литературе очень популярна тема путешествий во времени. Это повествование о том, как двое современных ребят попадают в Нижний Новгород 1722 года во время второго визита к нам императора Петра I.

Сама история придумалась легко, но героев надо было «провести» по нижегородским улицам тех лет, достоверно рассказать историю визита императора в наш город. Чтобы всё это просто изложить детям, я перечитала массу серьёзных краеведческих книг.

Ясно, ёмко, интересно

– На ваш взгляд, книги должны рассказывать ребёнку об окружающем мире или учить его, как жить в нём?

– Девиз крапивинской премии – слова самого Владислава Крапивина: «Книга должна быть воспитателем души». Я с этим полностью согласна.

У детской литературы особое предназначение. У ребят мировоззрение только формируется. Что такое добро и зло? Что такое лучшие человеческие качества? Нравственные идеалы обязательно должны быть в детской литературе. Сложность в чём? Автор может быть назидателен. Но прислушается ли к нему маленький читатель, если назидание будет слишком явным?

Надо писать так, чтобы книга захватила ребёнка, тронула его душу, заставила задуматься, чтобы он сам сделал правильные выводы. И главное – в конце любой детской книги нужен свет, победа справедливости и добра.

При этом современный автор должен чувствовать дух времени, например в плане языка. Пусть дети узнают себя в книжных героях, которые говорят также, как и они. Однако язык основного повествования – грамотный и простой, но не примитивный. Слово должно нести в себе максимум смысла, быть ёмким. Этому я учусь у классиков. Почитайте роман «Мой генерал» писателя Альберта Лиханова (6+). Там каждое слово на своём месте.

— Вот и родители выбирают классиков, порой игнорируя современных детских авторов... .

– Хороших книг для детей много, но есть и такие, что лучше бы их никто никогда не читал. Родители страхуются, а подсказать список литературы для домашнего чтения ребёнка часто некому.

Я бы посоветовала обращать внимание на издательство, где вышла книга. Многие десятилетиями формируют свою просветительскую миссию работы с детьми. Кроме того, есть российские авторы с уже известными именами. Даже не открывая книгу, можно быть уверенным в её качестве и пользе для ребёнка. Мне, например, очень нравятся книги Станислава Востокова, Елены Ракитиной, Анастасии Строкиной, Ксении Горбуновой, Марины Тараненко.

Давай почитаем вслух

– Как я понимаю, хорошая иллюстрация тоже формирует вкус ребёнка?

– Безусловно. Сейчас в моде digital-иллюстрации, созданные при помощи компьютерных графических редакторов, но достойных мастеров такого жанра, на мой взгляд, мало. Мне милее иллюстрации в классических техниках. Они душевные и тёплые. Думаю, и детям они более понятны и приятны.

Вся эта любовь к рисованным монстрам в массовой культуре насаживается нам извне. На мой взгляд, это чуждо богатой русской художественной традиции. Более того, при помощи таких символов можно ловко манипулировать сознанием ребёнка.

– Вы общаетесь со своими маленькими читателями?

– Конечно! И вживую, и в социальных сетях. Кстати, моя повесть «Только ветер навстречу» (8+) победила в номинации «Выбор детского жюри», что для меня особенно важно. Произведение высоко оценили ребята легендарного отряда «Каравелла» (Внешкольное пионерское экспериментальное объединение, которое в 1961 году создал детский писатель Владислав Крапивин в Свердловске. – Ред.)

В повести я поднимаю новые в своём творчестве темы поиска себя и становления личности через историю пятиклассника, которого мама переводит в другую школу.

Встречаюсь я со своими читателями и на краеведческих уроках, которые веду в начальных классах по своим книгам.

Стараюсь, чтобы общение наше было максимально интересным. Рассказывая об эпохе Петра I, описанной в моей книге, приношу на урок артефакты того времени: лапти, кокошник, гири, корабельный фуганок. У меня папа коллекционирует старину.

Колоссальный заряд позитива получаю от этих уроков! Дети у нас прекрасные. Их просто нужно уметь отвлечь от компьютера, дать им пищу для ума. Они тогда будут мыслить, задавать вопросы и находить на них ответы.

Убеждена: любовь к стране, культуре, осознание истории начинается с малой родины. Эти знания дают нам корни и опору в дальнейшей деятельности во имя своего народа.

– Юлия, а как же привить ребёнку саму любовь к чтению?

– Читайте детям с малых лет вслух. Берите книги, где много глав, чтобы ребёнок ждал, что будет дальше в повествовании. Семейное чтение – отличный способ всем вместе провести время. Детей привлекают интерактивные книги, которые созданы как увлекательный квест. Иногда это старт для интереса к чтению. Ходите с детьми в библиотеки, там сегодня созданы прекрасные современные пространства для знакомства с литературой. И приобретайте ребёнку настоящие бумажные книги, а не электронные.

Справка

  • Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина раз в год, 14 октября, присуждается российскому или зарубежному автору в память о великом российском писателе Владиславе Петровиче Крапивине.
  • У премии 4 основные номинации. В 2021 году приз в номинации «Выбор профессионального жюри» получила повесть детской писательницы из Нижнего Новгорода Алисы Стрельцовой «Шишкин корень, или Нижегородская рапсодия» (12+).