Найти тему
ЯПлакалъ

Любительская столярка. Деревянная дверь при реставрации часовни

Этим летом товарищ предложил съездить волонтером на Север поучаствовать в реставрации часовни. Он плотник-реставратор, даже разряд имеет, но для него это хобби, так же как у меня столярка. Загрузили багажник инструментом, на месте нам обещали генератор, поэтому помимо ручного инструмента я взял фрезер и большую циркулярку. Сказали бы сразу, чем предстоит заниматься, я бы подготовился лучше. Условия полевые: жизнь в палатках, обед на костре. Что самое неприятное, я забыл взять и оставил в сво...

Для начала фото двери-аналога в монастыре. Конструкция двери очевидна: сосновые плахи соединены клиньями, запиленными на ласточкин хвост, еще их называют шпонки.

-2

Вот тут хорошо видна форма клина.

-3

Выдали мне чертеж, в соответствии с которым нужно было изготовить дверь. Видно, что шпонки врезаются несколько наискосок и имеют форму сужающегося клина.

-4

Аналог этой двери я делал на макете деревянного домика, разумеется с рядом упрощений – шпонки были одинаковыми по ширине и параллельны.

-5

Выдали мне три сухих сосновых плахи. Фото не сохранилось, в тот день сел телефон, поэтому привожу фото плахи, из которой делал шпонки, но принцип изготовления везде одинаков, разве что на дверных были две пиленых пласти, а не одна.

Сначала плаха ставится на козлы максимально горизонтально и по уровню на противоположных торцах проводятся по две параллельные линии, расстояние между которыми должно равняться толщине будущей доски. Затем берется замечательный инструмент: чернильная шнурка (плотничная отбивка), которая представляет собой катушку крашеного шнура – цветным порошком или чернилами. У меня чернильная, даёт тонкую точную линию, но рубить по ней очень сложно – не видно. Для рубки лучше использовать порошковую с жирной синей линией, у которой разумеется ниже точность.

-6

В первый день всё делал на козлах около часовни, потом, поскольку дело происходило около деревни, один из дачников разрешил использовать свой навес и верстак, дело пошло конечно веселее.

Принцип обработки везде одинаков: делаем бензопилой пропилы, не доходя до линии.

-7

Стесываем лишнее.

-8

Снимаем электрорубанком основное мясо. Никакой точности, с запасом, просто ускоряет работу.

-9

А потом строгаем ручным рубанком. Самая большая беда, что доски были 1,5 м, а в распоряжении у меня был только уровень 80 см, правила не было, съездить купить правило было негде – слишком далеко и долго ехать, поэтому делал так.

-10

Карандашом штрихуем и строгаем – где линии остались, туда рубанок не достал.

-11

Вот тут уже пласть готова.

-12

Потом пилим кромки опять же по разметке шнуркой – шины или правила нет. Пилим с запасом, потом строгаем. Важно строгать так, чтобы кромка была перпендикулярна пласти. Проверяем угольником.

-13

Вот здесь можно увеличить фото и увидеть как пристроганы кромки. Фуганка у меня не было, только рубанок 4 ½ - это условный номер.

-14

Вот, две плахи готовы.

-15

Следующий шаг – выборка четверти. Зензубеля (отборника) у меня нет и не было, поэтому выбирал четверть фрезером, а потом всё равно подгонял торцовочным рубанком. Откуда-то опять появились щели, так что пришлось опять их убирать.

-16

Вроде совпадает.

-17

На торцах не так чтобы очень, но они с запасом и будут обрезаны.

-18

Шпонки пилили циркуляркой, собственно агрегат. Сразу скажу, побоялся. Опереться не на что, шпонка узкая. Если загублю, будет жалко. Поэтому пилил главный плотник, а я ему держал заготовку. Как отпилить в одну каску, представляю слабо.

-19

Размечал точно так же – шнуркой.

-20

Шпонка отпилена.

-21

Разумеется надо убрать следы и поправить огрехи – выровнять.

-22

Шпонки готовы.

-23

Выложил щит на козлы. Тоже развлечение, учитывая что верхняя их опорная поверхность ровная только на первый взгляд. Ну ничего, немного терпения и всё получилось. Теперь бы его стянуть струбцинами, но, как уже говорил, нам не обозначили фронт работ, поэтому я не взял длинные струбцины, с ними было бы намного удобнее.

-24

Делаем надставки для упоров.

-25

Поэтому почти по старинке – на клинья. Потом опять пристрогал неровности. Разметили пропилы под шпонки, нашли самую ровную доску, чтобы пилить по ней, я её тоже рубанком поправил. По уже ровной шпонке пилить было нельзя - мешал огромный мотор циркулярки.

И тут облом, у нас не завелся генератор. К сожалению, на следующий день надо было уезжать, потому что конец отпуска. Тащить всё это хозяйство в деревню, выставлять в горизонт, совмещать, т.к. уже всё прочерчено, уже не было времени.

Просто накрыли максимально надежно от дождя и оставили, не снимая клиньев.

Поэтому последнюю операцию по врезке делал кто-то из основной бригады, когда доставили новый генератор, затянулось на целую неделю.

-26

Что можно сказать в итоге. Ручным инструментом, особенно при наличии контрольно-измерительного, можно сделать почти всё то же, что и станками, правда времени на это уйдёт неизмеримо больше. Но наши предки строили дома, создавали мебель, не имея вообще никакого электроинструмента. В Британии 19 века создана модель рубанка, который впоследствии получил название Stanley N4 – это как раз тот всем известный металлический рубанок, который потом скопировали во всех странах, включая СССР, и продолжают производить до сих пор.

Как выяснилось, все эти инструменты, как раз применяются при реставрационных работах, где нужно создать вид близкий к подлинному. Так что это был очередь интересный опыт плотничной столярки в условиях, приближенных к полевым.

У меня всё.

-27