Каждый житель России когда-нибудь слышал о том, что один из штатов США - Аляска когда-то принадлежал Российской Империи. Все также знают. что он впоследствии был за гроши продан американцам. Но мало кто задумывался о том, что поселения на Аляске были не единственными владениями Российской Короны в Новом Свете.
Это русское поселение на побережье Калифорнии (США), в 80 км к северу от Сан-Франциско, основано в 1812 году Российско-Американской компанией для добычи пушнины и торговли ей. Крепость Росс была одним из самых южных русских поселений в Северной Америке. В 1841 году компания продала всю свою собственность крупному землевладельцу Джону Саттеру. В настоящее время это исторический парк штата Калифорния, Национальный исторический памятник США.
Единственное оригинальное строение, сохранившееся до наших дней, — дом последнего русского коменданта Ротчева — объявлено объектом исторической ценности национального значения. Остальные строения являются реконструкцией, тем не менее форт является единственной деревянной крепостью Российской Империи XIX века, дошедшей до нашего времени.
В наше время крепость Росс сегодня часто именуют американизированным названием Форт-Росс, что не вполне корректно с точки зрения истории: в XIX веке русские называли это поселение крепостью Росс (а также — колонией Росс или же селением Росс).
А название Fort Ross является буквальным переводом на английский язык русского названия крепость Росс.
Хозяйство
Именно в крепости Росс появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады и виноградники. Помимо этого русские колонисты впервые привезли в Калифорнию многие блага европейской цивилизации, например оконные стёкла. В 1837—1840 годах Егор Черных вёл первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой.
Земледелие, ради которого колония и основывалась, не было особо продуктивным в Россе. Бо́льшего успеха достигло скотоводство: в конце 1830-х годов здесь было 1700 голов крупного рогатого скота, 940 лошадей и мулов и 900 овец. Ежегодно производилось более 800 кг шерсти, которая шла на экспорт. Ремесленники колонии производили мебель, двери, рамы, черепицу из секвойи, телеги, колёса, бочки, «коляски о двух колёсах», выделывали кожи (в Ново-Архангельск их каждый год поставлялось 70—90 штук), обрабатывали железо и медь. Строились суда, некоторые из которых продавались испанцам, не имевшим до того времени здесь ни одного корабля. В 1816—1824 г.г. построены 3 брига и одна шхуна водоизмещением до 200 т каждая, однако затем кораблестроение приобрело гораздо меньшие масштабы.
Фруктовый сад Росса был создан уже в 1814 г. посадкой персиковых деревьев. В 1817 г. была посажена виноградная лоза. К 1841 г., согласно документам, составленным при продаже форта, сад занимал 2-3 акра и включал 207 яблочных, 29 персиковых, 10 грушевых, 8 вишнёвых и 10 деревьев айвы.
Из построенных в 1830-х годах трёх ферм-«ранч», крупнейшим была «ранчо Костромитинова» (село Костромитиновское) к югу от реки Славянка. Включало в себя большой набор зданий: хозяйский дом, дом для индейских работников, молотилка, амбар, пекарня, кузница, бани, загон для скота, табачный склад, винный погреб. Основой хозяйства было выращивание пшеницы.
Ближайшая к крепости удобная гавань находилась в заливе Бодега почти в 30 км к югу, где был построен порт Румянцев. В нём товары перегружались на небольшие суда и транспортировались к крепости.
Продажа форта
Всё время своего существования колония была убыточной для Российско-Американской компании. К середине 1820-х годов местная популяция морской выдры сильно сократилась, на промысел зверя в калифорнийских водах местные власти шли неохотно. Сельское хозяйство в прибрежной зоне страдало от климатических условий, а вглубь континента РАК продвигаться не решалась. В 1830-х годах русские продвинулись на юг от Росса, создав три фермы-«ранчи» (село Костромитиновское, ранча Черных, ранча Хлебниковские равнины), увеличив сельскохозяйственное производство, которое, однако, по-прежнему не покрывало расходов на содержание колонии. После соглашения Российско-Американской компании и Компании Гудзонова залива о регулярном снабжении последней русских колоний продовольствием по твёрдым ценам надобность в поставках продовольствия из поселения Росс и мексиканской Калифорнии отпала.
В 1839 году Российско-Американская компания приняла решение оставить крепость Росс и продать её. Компании Гудзонова залива не заинтересовалась предложенной ей сделкой. Правительство Мексики, продолжавшее считать землю под Россом своей, не пожелало платить за неё, ожидая, что русские просто забросят колонию. Наконец, в 1841 году крепость Росс была продана предпринимателю Джону Саттеру, , владевшему почти 200 км² земли, за 42 857 руб. серебром. В счёт оплаты Саттер поставлял на Аляску пшеницу, но, по свидетельству П. Головина, так и недоплатил почти 37,5 тыс. руб. Однако по информации, имеющейся у Альберта Уртадо, опубликовавшего в начале XXI века биографию Саттера, большая часть долга была выплачена 13 апреля 1849 года агентом Саттера Питером Бернеттом. Сумма в размере 19 778 долларов США была передана им агенту Российско-Американской компании Уильяму Стьюарту в виде «банкнот и золота». После этого, по словам Уртадо, долг Саттера перед компанией был исчерпан.
Последствия американского владения
Саттер сам не жил в Форт-Россе, назначая туда наёмных управляющих. Последним управляющим был Вильям Бенитц, который, в конечном счёте, стал арендовать форт у Саттера. Он в несколько раз увеличил старый русский сад, расширил дом Ротчева (все пристройки были удалены в 1926 году), где и жил с 1846 года, построил причал. В 1867 году Бенитц разделил свои владения на две части и продал их разным покупателям. Форт отошёл к Джеймсу Диксону. В 1873 году Джордж Колл выкупил форт за $35 000 и поселился здесь с семьёй, превратив его в небольшой интенсивно используемый порт. Тогда же бывшая русская колония начинает привлекать первых туристов.
В 1903 году Колл продал форт Калифорнийской лиге исторических объектов, которая в 1906 году перепродала его штату Калифорния. Всего через месяц произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее форт. К 1916 году он был восстановлен с использованием сохранившихся деталей оригинальных зданий.
5 октября 1970 года в форте произошёл пожар, полностью уничтоживший часовню (реконструирована в 1973 году). Через несколько месяцев после этого сгорела крыша дома Ротчева.