Вопрос о том, что ждет человека после смерти, волновал людей на протяжении множества тысячелетий. Страх перед неизвестностью и мифологическое и религиозное мировоззрения, преобладающие в жизни древних людей, позволили им создать полную и насыщенную картину загробного мира. Но вполне естественно, что у каждой культуры такие представления были разными. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с несколькими самыми необычными версиями жизни после смерти от разных народов.
Египет. Сердце на чаше весов
У многих культур миры живых и мертвых представляют собой контраст света и тепла на земле и холода и мрака под ней. Но у египтян было иначе. Главное место в их мифологии занимал Ра — бог Солнца. Поэтому, по представлениям египтян, солнце в одинаковой мере светило и живым, и мертвым.
Загробный мир египтян начинался под истоками реки Нил. Именно там осуществлялось своеобразное распределение умерших. Боги брали у умершего сердце и клали его на одну чашу весов, а на другую — страусиное перо. Сердце олицетворяло собой честь и душу умершего, а перо было символом египетской богини справедливости Маат.
Если сердце перевешивало перо, то есть было тяжелым и злым, то умершего отправляли к Пожирательнице. Если сердце оказывалось легким, то умершего причисляли к богам и он отправлялся на поля Иалу. Те же, у кого чаши весов замирали в равновесии, оставались служить Осирису, самому судье загробного мира.
Поля Иалу являлись своеобразной версией рая в египетской мифологии. Именно там души обретали вечное счастье и блаженство. При этом они продолжали заниматься теми же делами, что и при жизни, но тяжелую и рутинную работу за них выполняли идолы.
Амат, она же Пожирательница, была чудовищем, совмещающим в себе черты льва и крокодила. Она присутствовала на суде, и если сердце оказывалось слишком тяжелым, съедала умершего грешника.
Япония. Колесо Сансары и 16 адов
В японской культуре, как и во многих других, миры живых и мертвых были разделены рекой. И именно от поступков человека при жизни зависело то, как его душа будет пересекать эту реку.
Праведники пересекали ее по великолепному мосту, украшенному драгоценностями. Те, у кого было немного грехов на душе, проходили реку вброд. Но те, у кого их было больше, чем хороших поступков, должны были переплыть реку, кишащую страшными монстрами и драконами.
Далее душа попадала к главному богу загробного мира — Эмме, который решал, куда отправить умершего. Чистые души отправлялись на колесо Сансары, где перерождались, а грешники — в ад, причем один из шестнадцати.
Колесо Сансары распределяло, в какой семье родится человек. Если его дела в прошлой жизни были безупречны и чисты, то в богатой. Если за ним имелись грехи, — в более бедной. После перерождения человек не помнил своей прошлой жизни, но у него могли сохраниться некоторые умения из нее.
Грешники отправлялись в ад, Нараку. Нарака была холодной или горячей, и в каждой из них было еще восемь адов. Так, в холодной Нараке был ад, в котором постоянно трясет от холода; в другом аду становилась синей кожа; в третьем на коже оставались кровавые раны от мороза. В горячей Нараке умершие подвергались мучениям огнем и раскаленным железом.
Что интересно, ады в холодной и горячей Нараке расположены в определенной последовательности по мере тяжести наказания в них. А пребывание в каждом следующем аду было в 20 раз дольше, чем в предыдущем.
Греция. Ад в космосе и туманные луга
Царство мертвых по поверью греков также находилось за рекой. Через нее умерших на лодке переправлял Харон, но за плату монетой. Именно поэтому во время похорон греки клали в рот умершим монетки. Переплыть реку самостоятельно умершие не могли, так как вода в ней была ядовита для них.
Вход в царство мертвых охранял трехголовый пес Цербер. Он не пускал туда живых и не выпускал мертвых. Трое богов-судей решали, куда отправить душу умершего.
Грешники попадали в Тартар. Вопреки мифологиям многих культур, ад греков находился на небе, в самой глубине космоса. Там было очень темно и холодно. Те, кого нельзя было причислить ни к праведникам, ни к грешникам, попадали на луга Асфодель. На них цвели тюльпаны и стоял вечный туман. Души скитались в нем без мыслей и чувств. Праведники же попадали в Элизиум. В нем царила вечная весна, и души там отдыхали без печалей и забот.
Если душа попадала в Элизиум, она могла выбрать между отдыхом там и перерождением в новую жизнь. А если человек три раза подряд попадал в Элизиум и все три перерождался, тогда он отправлялся на Остров Блаженных, то есть в Вечный Рай.
Европа. Девять кругов ада… или все-таки ноль?
В странах Европы наиболее распространено христианство, как католическое, так и православное. Но вот в чем дело — в Библии нет полных описаний ада и рая, вообще в книге о них говорится редко и им не придается колоссального значения. Все современные представления о христианских рае и аде построены в основном на домыслах сотен поколений принявших христианство людей.
Данте стал одним из первых, кто попытался прояснить туманные понятия о загробной жизни христиан. И, надо сказать, ему это удалось. Так, в своем произведении «Божественная комедия» (XIII век) Данте описал девять кругов рая и девять кругов ада. Самый последний круг рая максимально приближен к Богу, там находится Роза Праведных.
Что интересно, у Данте также нет явного описания рая. Скорее всего, причиной тому — слишком абстрактное понятие наслаждения и счастья. Описать такое куда сложнее, чем мучения грешников в аду.
Поэтому круги ада описаны Данте более подробно. Большинство из них классифицируется по смертным грехам. Так, первый круг ада — самый легкий. В него попадают души некрещеных младенцев и праведных людей, которые не были христианами. В них души не испытывают боли, им лишь скучно и одиноко. Во второй круг попадают блудницы, неверные мужья и другие христиане, для которых похоть стала смертным грехом. Их души неспокойны, все время подхватываются ветром и бурями, что символизирует их непостоянство при жизни. В третий круг попадают те, кто предавался чревоугодию. Здесь они вынуждены мерзнуть и голодать. В четвертом находятся жадные люди — они бесконечно носят грузы и сталкиваются друг с другом, но не могут прекратить делать это. В пятый попадают те, кто часто гневался при жизни. Таких умерших ждет вечная драка в болоте. И так ад расписан до девятого круга.
Однако «Комедию» Данте не стоит принимать за основу в изучении загробного мира в представлении европейцев. Все-таки это в первую очередь книга, литературный вымысел. В каноническом христианстве нет ни разделения на круги, ни каких-то жутких чудовищ, населяющих подземный мир. У европейской религиозной культуры даже нет как таковой мифической основы. Этим она и отличается от культур других стран — отсутствием символической реки (портала между двумя мирами), охранника этого портала, мифических существ и обрядов. Всего этого просто нет, а значит, нет и упрощения загробного мира. Он скорее представлен абстрактно — есть рай и есть ад. Зато очень подробно рассказано, чего нельзя делать, чтобы не оказаться в аду.
Скандинавские страны. Рай для героев
У викингов не существовало праведников и грешников, умершие делились на «героев» и всех остальных. Герои — это славные воины, храбрые и честные люди, совершавшие подвиги и погибшие в бою. После смерти половину из них валькирии забирали в Вальхаллу (почти как Олимп для греков). В ней умершие днем насмерть бились друг с другом в доспехах, а вечером оживали и устраивали пиры. Вторая половина попадала в Фолькванг, людское поле богини Фрейи. Остальные же отправлялись в Хель. Там они были обречены на медленное исчезновение из-за голода и терзаний драконов и орлов.
Что интересно, неясно, какое место в этой иерархии отведено женщинам. Пусть были женщины-воительницы, но большинство жен все-таки оставалось дома, растить детей и смотреть за хозяйством, пока мужья воюют. Значит, они автоматически причислялись к «остальным»?
Мексика. Дом Солнца и Дом Зерна
При захоронении умершего ацтеки так же, как и греки, клали ему в рот бусины (денежный эквивалент). Но душам умерших деньги нужны были не для оплаты переправы, а чтобы купить себе еды в загробной жизни.
Вообще пропитанию после смерти ацтеки придавали большое значение. Каждому умершему в могилу ставили посуду с едой и питьем, чтобы он не голодал на той стороне. Помимо этого в могилу клали те предметы, которыми человек пользовался при жизни: рыбаку — гарпуны и сети, воину — копье и щит.
Герои, которые погибли на войне, попадали в Дом Солнца, где жили четыре года в радости и спокойствии. После этого срока они возвращались в мир живых в обличии бабочек или птиц. Отдельный Дом существовал и для женщин, умерших во время родов, — Дом Зерна. Там они становились богинями и тоже жили четыре года, а после этого возвращались на землю в виде мотыльков.
Те, кто умер иным способом — самоубийством, после болезни или несчастного случая, — отправлялись в Царство Тлалока, которое было краем вечной весны и красоты. Там души отдыхали, но переродиться уже не могли.
Те же, кто умирал естественной смертью в старости, попадали в Мир Мертвых, где должны были пройти восемь разных испытаний, и лишь после этого они могли рассчитывать на отдых.
Такое нелогичное распределение загробной жизни для разных людей объясняется мировоззрением ацтеков. Люди, павшие в бою, воспринимались как герои, и поэтому их загробная жизнь была более светлой и радостной. Те же, кто избежал такой участи и дожил до старости, заслуживали меньше уважения. Поэтому многие ацтеки предпочитали совершить ритуальное самоубийство или погибнуть в боевой схватке, чем дожить до естественной смерти.
Новая Зеландия. Без рая и ада
А вот жители этой страны, древний народ маори, в отличие от множества других культур, считали, что то, как человек прожил свою жизнь на земле, не имеет никакого значения. Они верили, что боги не могут наказывать людей за проступки, совершенные при жизни, потому что избежать их все равно невозможно. У маори не было разделения загробного мира на ад и рай. Они считали, что душа умершего прилетает на край света, откуда спускается в вечный океан и там встречается со своими предками. Там же ее ждет, по разным поверьям, до десятка разных богов, и под их предводительством душа продолжает свою жизнь, но страданий в ней уже нет.
Северная Америка. Земля Счастливой Охоты
Индейцы, населявшие территорию Северной Америки, как и маори, верили, что жизнь после смерти ничем не отличается от жизни до. В их представлении также не было ада и мучений после смерти. Зато была своеобразная версия рая — Земля Счастливой Охоты. Индейцы верили, что на ней пасутся огромные стада буйволов, и каждая охота умершего там обязательно удачна.