166,2K подписчиков

Вера Готлибе Анна фон Лендорф — легендарная фотомодель Верушка, которая могла стать ягуаром или раствориться в стене

10K прочитали

Вера фон Лендорф стала известна в мире моды как Верушка. Она любила изображать животных и растения, египетских цариц и даже большие камни. Она была изящна, креативна, успешна и независима. Её и сейчас можно представить на подиуме в стиле ню. Она всю жизнь провела перед камерой с минимумом одежды.

Верушка: графиня Вера Готлибе Анна фон Лендорф
Верушка: графиня Вера Готлибе Анна фон Лендорф

Еще будучи малышкой она прыгала на кроватке или бегала по комнатам, чтобы не одеваться, с криком: «Я оделась в девочку Веру!». Ее душа легко воспринимала окружающий мир. Невозможно найти фото этой женщины в образе ее самой.

Она любила фотографироваться окрашенной, словно ее кожа была грунтом. Под слоем краски кожу не было видно. Ее раскрашивали под змею или ягуара. Верушка придумывала все самостоятельно. Позже её «раскраски» назовут боди-артом. Это форма авангардного искусства, которое сложилось в 1960-е годы.

Верушка, боди-арт
Верушка, боди-арт

Верушка раскрашивала себя до сантиметра. Это была её «фишка». Однажды Верушка сфотографировалась в саванне на ветви дерева, раскрашенной под ягуара. Несколько моделей позже повторили её «находку». На одной из фотосессий Верушка, словно лесная фея, лежит на поросших мхом пнях, ее окружают заросли папоротников. На другой, её лицо трудно различить между серых валунов. Иногда это пугает.

На мой взгляд, Верушка была одной из ведущих моделей ХХ в. Она внесла неоценимый вклад в индустрию моды. Во многие темы моды она привнесла что-то новое, создавала уникальные образы, которые повторяли следующие за ней по пятам.

Вера попала в этот бизнес, когда девушки окружали плотной толпой модельные агентства. Но она удивительно спокойно относилась к успеху. За два года её фотографии напечатали в восьми сотнях глянцевых журналов по всему миру. Во многих из них фото украшало обложку. Её лицо 12 раз было размещено на обложке Vogue.

Это был громкий триумф. Но Вера не хотела просто «быть вешалкой» – роль о которой мечтали миллионы девушек, – только бы заметили! – для неё была скучна. Вера в ужасе от работы, где ничего не зависит от тебя лично. Фотограф бы требовал от нее полного послушания. Для графини Веры фон Лендорф — это неприемлемо.

Модель Верушка
Модель Верушка

Детство

Вера родилась 14 мая 1939 г. в семье графа Генриха фон Лендорфа и его супруги Анны Готлибе, в Кёнигсберге (совр. Калининград),

В годы II мировой войны Генрих фон Лендорф был обвинён в заговоре против фюрера и повешен. В имении Вера с семьей прожила 5 лет. Затем его отобрали. В каминах горели семейные портреты и мебель. Веру не интересовала судьба усадьбы.

Но пятилетняя девочка на всю жизнь запомнила кусты ракиты и валуны вокруг озера, старинные вязы по краям дороги, невероятной красоты осенние листья и даже их запах, когда семья под конвоем покидала свой дом. С ними, горько понурившись, шли старенькие родственники... Детские впечатления от концлагеря, где она вместе с мамой и сёстрами провела несколько месяцев, долго приводили Веру к депрессии.

Верушка (справа) с мамой и сёстрами
Верушка (справа) с мамой и сёстрами

Позже Вера стала брать уроки живописи. Чаще всего она рисовала камни и ракушки. До этого она мечтала быть балериной. Но её рост — 190 см, стал для неё непреодолимой преградой.

Италия, Франция и США

Вера уехала в Италию. Во Флоренции на неё обратил внимание фотограф Уго Мулас (1928 – 1973). Те первые снимки можно назвать образцом работы двух талантливых людей — модели и фотографа. Это была Вера, которая была достойна украсить любой глянцевый журнал… но ещё не Верушка.

Вера задумалась о том, как привлечь внимание и запомниться. Она переехала в Париж. Это была ее ошибка. Её рост был непривычен для французов, длинноногих здесь было немного. То, что для парижанки было пальто, для Веры – жакет. Но здесь она встретилась с владелицей модельного агентства Эйлин Сесиль Форд.

Вера  фон Лендорф
Вера фон Лендорф
Эйлин рассказала Вере, что ей стоит переехать в США, где в моде длинноногие блондинки. Странно, но когда Вера прибыла в США, Эйлин Форд назвала её толстушкой, посоветовала перекрасить волосы в чёрный цвет и коротко подстричься.

Но приезд в США стал для нее удачей. В 1964 г. она будто родилась заново, она стала Верушкой – вымышленным персонажем, позже став более настоящей, чем любая модель в то время. Редактор Vogue сделала ставку на Верушку и доверила ей режиссуру съёмок.

Верушка, Франко и творчество

Франко Рубартелли нравились светловолосые и светлокожие девушки. Верушка стала его музой и спутницей жизни. Эта пара подарила миру прекрасные обложки, невероятные фотосессии в песках Сахары и арктическом побережье.

Роман Верушки с Франко продлился 5 лет. Их творческий союз был идеален. Они просыпались утром и во время завтрака неожиданно могли решить, что будет интересно снять русалку на волнах океана или египетскую принцессу посреди песков Сахары. Но Рубартелли был очень ревнивым. Он стал диктовать Вере куда и с кем ей можно поехать.

В это время Вера приняла участие в картине Микеланджело Антониони «Фотоувеличение», сыграв в пятиминутном эпизоде. Когда фильм вышел на экраны в Италии, Верушка стала звездой. Ей подражали, чтобы стать такой же загадочной и непостижимой. Вскоре она представит образ самки гепарда, а затем словно отделит себя от своего тела.

Кадр из фильма Антониони «Фотоувеличение»
Кадр из фильма Антониони «Фотоувеличение»

Ирвинг Пенн который позже снимал Верушку для Vogue, более 20 дней терпеливо ожидал встречи с ней. Пенн более трёх часов заставлял Веру предстать перед камерой в невероятном изгибе, а затем показал снимок, где можно увидеть лишь абрис лица.

«Верушка – самая удивительная женщина в мире. Она сама создала себя», – сказал о ней Ричард Аведон. Он работал с Верушкой дольше всех.

Не идеал

Поклонники считали Верушку идеалом. Папарацци ловили ее у всех зданий, где она бывала. Никто не знал, что внутри богини живёт простая девушка, никто не догадывался, что в её душе с детства царит пустота. В 1965 г. Веру фон Лендорф назвали супермоделью Германии. Её карьера модели окончилась в 1975 г. Она ушла из Vogue. Вера сразу поняла – грядут большие перемены.

 Вера фон Лендорф
Вера фон Лендорф

Новый редактор по-иному видела журнал. Она считала, что женщина на обложке должна быть близка к реальности, не хотела видеть марсианок и забраковала фотосессию парижской недели моды, где участвовала Верушка. Когда новый редактор посоветовала Вере отрезать и перекрасить волосы, одеться в «обычную» одежду, она ушла из Vogue и переехала в Европу.

Боди-арт

В Германии она встретила Хольгера Трюльша и увлеклась. Это были не просто банальные узоры на коже, а эксперименты. Она делала попытки с помощью грима превратится в других известных женщин – Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Брижит Бардо и даже в мужчин.

В Кении Верушка покрыла все тело гуталином. Его состав был водостойким и не отмывался. В результате жрица с черной кожей полностью слилась с африканской природой.

Незадолго до этого эксперимента Вера некоторое время жила в Испании. Её пригласили к одному из самых известных представителей сюрреализма. Сальвадору Дали, который задумал перфоманс с Верой фон Лендорф в главной роли.

Дали хотел полностью покрыть красивую женщину пеной для бритья. Верушка и создатель шедевров – Дали прекрасно поняли друг друга. Модель обжигала ледяная пена, но она знала, что для перфоманса нужно настроение. А Дали задумал шедевр. Верушка нередко терпела лишения ради искусства. «Дали пребывал в состоянии эйфории и был совершенно безумен – именно это мне в нем очень нравилось».

Дали научил её использовать своё тело как холст. Боди-арт удовлетворил её потребность к метаморфозам. Дали «подсадил» её на этот стиль: на время сделать артефакт из своего тела.

Верушка и Сальвадор Дали
Верушка и Сальвадор Дали

После этого Вера более десяти лет будет экспериментировать на эту тему и раскрашивать тело в объекты природы. Она была частью старой оконной рамы или дверным проёмом.. Когда изображение на теле и стена совпадали, возникала иллюзия – словно женщина таяла и исчезала, превращаясь в пыль на стене… Присмотревшись Верушку можно было разглядеть в тигрице, лохматой собачке или инопланетянке, закутанной в целлофановые пакеты.

Один фотограф заметил, что их труд в итоге найдет свое место в мусорном баке. Все журналы заканчивают свою жизнь именно в урне. Но он не прав. Всё, что человек когда-нибудь увидел, сохраняется в его памяти. Фантастические фотосессии Верушки будет с интересом и удивлением зачарованно рассматривать еще не одно поколение.

Если статья понравилась, буду благодарна за лайк, дорогие читатели. Оставляйте комментарии и отзывы о судьбе удивительной модели Верушке, подписывайтесь на канал, чтобы на пропустить самое интересное.