Найти в Дзене
stalinka_na_chernoi

Музей «Ленгипротранс»

Одно из самых заметных зданий на Московском проспекте рядом со станцией метро «Электросила» — здание ПАО «Ленгипротранс». 

-2

Примечательно, что в момент после завершения строительства (1938—1940) здание института находилось во втором ряду нынешнего Московского проспекта (тогда Московского шоссе) и перед ним по первой линии располагались небольшие одноэтажные домики. Это видно на фото, сделанном весной 1941 года. 

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

Архитектурный план фасада был разработан молодым архитектором Т.В. Римской-Корсаковой, внучкой известного композитора. Здание насчитывало шесть этажей и состояло из двух корпусов: главного, выходящего на Московское шоссе, и бокового, соединенных башней.

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

Я для себя отдельно отметила похожесть рисунка капителей и чугунных решеток, украшающих бывшие световые окна перед входом.

-5

Перед Великой Отечественной войной здание построили, но не успели ввести в эксплуатацию. Во время войны боковая часть здания была разобрана для того, чтобы возвести баррикады. А в самом здании разместились воинские части.

-6

Сотрудники «Ленгипротранса» («Лентранспроекта») смогли въехать туда только в 1947—1948 годах, в два этапа. Осенью 1947 года численность сотрудников составляла 935 человек, и на каждого в среднем приходилось по 2,5 м2 подготовленной рабочей площади, поэтому экспедиция Карталы — Акмолинск и отдел заводов переехали в новое здание позже, в конце 1948 года, когда было подготовлено еще больше рабочих мест.

-7

Постепенно здание стали расширять. В 1970-е годы была создана малая пристройка, идущая от правой боковой части здания внутрь двора. В 1990-е годы — левая большая пристройка. А к 70-летию института, отмечавшемуся в 2005 году, были надстроены 7-й и 8-й этажи здания, а также атриум со стеклянным куполом.

-8

Внутри здания есть музей! Причём этот музей существует с 1972 года.

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

Сама экспозиция небольшая, но ценная, и охватывает все главные события в жизни организации. Она начинается с истории строительства самого здания и карты, на которой отмечены адреса подразделений института, по которым они располагались ранее (всего 18 адресов — не очень-то удобно было работать при отсутствии в то время Интернета или иногда даже телефонов!).

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

Конечно же, далее в экспозиции рассказывается о строительстве Дороги Жизни. Примерно за три недели была спроектирована и построена железная дорога Войбокало — Кобона — Коса в 35км — с совершенно нереальной скоростью!

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

А также в музее говорится и о других крупных проектах — о БАМе, дорогах Крайнего Севера, Казахстана и т.п. 

Визуальная информация сопровождается увлекательной экскурсией. И вот тут самое интересное, потому что начинаешь понимать, как много нюансов в истории проектирования, и насколько со стороны все выглядит не так, как есть на самом деле. Сколько есть особенностей, а мы, например, ездим на электричке или на поезде и даже не задумываемся о них.

из музея «Ленгипротранс»
из музея «Ленгипротранс»

С большим вниманием к истории Великой Отечественной войны обзорные экскурсии-лекции проводит директор музея, житель блокадного Ленинграда Александр Яковлевич Мазо. Он работает в «Ленгипротрансе» уже более 56 лет и, сейчас, на пенсии, руководит музеем. Тематические экскурсии-лекции по истории проектирования транспортных объектов и квесты для учащихся школ проводит Екатерина Константиновна Спиридонова. Для школьников и студентов в музее также организуются профориентационные встречи с инженерами — высококвалифицированными сотрудниками ПАО «Ленгипротранс».

Экускурсии проводятся только по записи. Подробнее с информацией можно ознакомится на сайте музея