Найти тему
История нашего мира 2.0

Новгородцы и их соседи

В 1200 году отряд литовцев внезапно вторгся в земли Великого Новгорода и воевал по реке Ловать. Литовцы разорили всё вплоть до Наключа, Сбелея, Свинорта, Ворца.

Новгородцы, собрав в отряды тех, кто под руку попался, ринулись в погоню за грабителями. У Чернян грабители были настигнуты (медленно двигались из-за пленных и захваченного скота). Новгородцы сходу ударили на литовцев. Разгорелся жестокий бой. Он длился недолго. Сообразив, что им не устоять, литовцы скрылись в окрестных лесах, потеряв в этом столкновении 80 человек своих, всех ранее захваченных пленных и добычу. Новгородцам пришлось хоронить пятнадцать своих воинов. Среди них Рагуила Прокопнича с братом Алексой, Юрия Сбыкшинича, Ратмира Нежатинича, Страшка, Внезда Ягинича, Луку Мирошкина, Микиту Лазаревича, Мирокшу Огасовича, Осипа, Романа Петка.

По возвращении в Новгород, руководство республики приняло решение о походе мести. Возглавить его должен был воевода Нездыла Пехчинич. Собрав небольшой отряд из наиболее храбрых воинов, Нездыла Пехчинич вторгся с ним в земли латиголы (вар. названия: латкуля), откуда приходил грабить земли Новгорода литовский отряд. Его приход оказался неожиданным. Отряд литовцев, который был собран наспех и пытался укрепиться на острове, был разбит в бою, и потеряв сорок человек убитыми, бежал. Более никто не мешал новгородцам грабить местность. Захватив большую добычу и несколько сотен женщин и детей, воевода без потерь вернулся в Великие Луки, которые являлись базой его похода.

В этот же год епископ Альберт с крестоносцами, которых возглавляли граф Конрад Дортмундский и Гарберт Ибургский (вар. де Иборгх), на 23 судах прибыли в Ливонию. Вошли в Двину и по реке направились к замку Гольм и Икесколе. По дороге отбили нападение ливов. После боя ливы предложили крестоносцам перемирие на три дня. Те согласились. Но уже через день, когда из замка Гольм епископ отправил два корабля в Динамюндэ, на корабли было совершено нападение. Один из кораблей прорвался, второй был захзвачен ливами. Все, кто находился на нем, были убиты. Ливы же осадили Гольм, где находился епископ и крестоносцы. Положение осаждённых было тяжелым (не хватало продовольствия), когда им неожиданно на помощь пришли крестоносцы фризы. Их было немного, всего один корабль. Они не успели присоединиться к следовавшим ранее основным силам. Узнав об осаде Гольма, они начали жечь нивы ливов. Подожгут и уходят. Вожди ливов перепугались такой тактики и вновь предложили мир епископу Альберту. Тот согласился. Когда епископ Альберт добрался со своими до места, где строилась Рига, он предложил вождям ливов прибыть к нему на переговоры о долговременном мире. А когда правители ливов -Анно, Каупо и другие - прибыли в Ригу, их во время пира всех схватили, и не отпускали до тех пор, пока те не дали в заложники тридцать своих сыновей.

После этого епископ Альберт вновь отбыл в Германию набирать отряды крестоносцев, а чтобы дело с набором шло веселей, он просил папу римского Иннокентия (понтификат в 1198-1216 гг.) дать грамоту на крестовый поход. Папа охотно выдал эту грамоту Теодориху из Торейды, представлявшему в Риме интересы епископа Альберта. Заодно папа запретил посещать с торговыми целями гавань Риги.

Пока епископ Альберт собирал для войны в Ливонии крестоносцев, под Ригу пришли отряды правителя Полоцка Владимира Всеславича (правил в Полоцке в 1186-1215 гг.), возмущённого тем, что на подвластной ему земле кто-то строит свой город.

Под Ригой разгорелась битва. Полочанам нанесли поражение. Рига уцелела.

В августе 1200 года новгородцы попросили князя Ярослава Владимировича оставить Великий Новгород и идти восвояси. Сами же отправили послов к правителю Владимиро-Суздальской Руси князю Всеволоду Юрьевичу (правил в 1169 году в Городце Остерском, в 1172 году – в Киеве, в 1175-1212 годах – в Ростове, в 1176-1212 гг. – во Владимиро-Суздальской Руси), просить у него сына на княжение в Великий Новгород.

Послами поехали Мирошка посадник и Мартирий, архиепископ. Но Мартирий до Всеволода Юрьевича не доехал. 24 августа он скончался в Переяславле Залесском.

Всеволод Юрьевич первым делом потребовал от новгородских послов, чтобы они поклялись от имени Великого Новгорода, что будут иметь у себя князей лишь из семьи Всеволода Юрьевича и ниоткуда более. Выдал им соответствующим образом написанную грамоту и отправил в Великий Новгород на общее утверждение.

Новгородцы подтвердили это решение общей клятвой, подписями и печатью. После этого отослали грамоту Всеволоду Юрьевичу. Лишь после этого Всеволод Юрьевича направил князем в Новгород своего сына Святослава, которому на тот момент было всего 10 лет. Это при том, что главной задачей любого князя в Новгороде было руководство дружиной и отражение вражеских нападений.

12 декабря 1200 года Святослав Всеволодович вступил в Новгород.

(Источники: Генрих Латвийский, ПСРЛ, тт. 4, 6, 10, Татищев, т. 2)