Почему это не автор знаменитого полотна "Воззвание Минина"?
Раньше в Нижнем Новгороде многие объекты открывали к Дню народного единства - 4 ноября. Праздник действительно наш, нижегородский. То самое ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву от же поляков в 1612 году, отправилось их Нижнего Новгорода спасать столицу. А Минин считается уроженцем села Балахна (сейчас город) Нижегородской области.
Вот и памятник художнику на улице Рождественской открыли 4 ноября 2013. Как раз после реставрации показали эту часть улицу, а заодно и новый объект. Почему это не художник Маковский? Если мы смотрим портреты Константина Егоровича, то в скульптуре по лицу он, а по фигуре явно нет - некоторого барства не хватает.
Не зря же о нём писал один из современников:
"Константин Маковский держал себя большим барином, ходил чуть ли не в боярском костюме, выдерживал тон большого, знатного артиста. Зарабатывал большие деньги и умел их проигрывать. Писал в угоду большой буржуазной публике сладкие ложнорусские сцены и бесконечные головки барышень, и в конце концов стал типичным поставщиком художественного рынка".
Это те самые "головки барышень" - одни из самых известных работ Константина Маковского. Если "гуглить" его картины, то там много подтверждения слов современника. Его часто называют Никасом Сафроновым XIX века.
Скульптура на улице Рождественской - это такой типичный образ советского художника, как его себе представляют люди, в берете и сюртуке, а не художник времен Константина Маковского.
Да, на мольберте скульптуры упоминание, что художник бывал в Нижнем Новгороде в 1893 году, и набросок картины "Воззвание Минина". Константин Егорович действительно бывал на этой улице: в один из своих шести визитов в Нижний Новгорода он останавливался в гостинице Блиновского пассажа.
Точное место реального призыва Минина не известно. Да и был ли этот призыв? Скорее это были переговоры. Во времена Константина Егоровича говорили о месте воззвания у кафедрального, фактически главного, Спасо-Преображенского собора в кремле, он как раз на фото. Называли ещё несколько мест, но это всё "на горе", а не "под горой".
В 2020 году на месте не сохранившегося собора в нижегородском кремле поставили копию колокольни.
На нижнем посаде, "под горой", называли местом воззвания церковь Николы «на Торгу». Когда-то она стояла на самом берегу реки, ее деревянный вид на гравюре гольштинского посла Адама Олеария. Он как раз побывал в Нижнем Новгороде в XVII веке. Это, кстати, самое старое изображение нашего города.
Церковь Николы "на Торгу" стояла до советских времен на месте нынешнего БЦ "Муравей" на площади Народного единства. На первых двух фото вы можете увидеть версию каменную храма XIX века.
Обратите внимание на подпись сверху на первой фотографии: место, по преданию, воззвания Минина.
Фактически Константин Маковский в выборе места был свободен. Приглянулся ему храм Иоанна Предтечи. Он мысленно "очистил" съезд, который шел от ворот кремлевской Ивановской башни, от торговых площадок, да и съезд сделал покруче. Сохранился этюд художника "На площади у Ивановского съезда".
В память о выбранном для картины месте и стоит у нас скульптура.
Правда, сразу после открытия объекта, в первые сутки, оторвали у художника кисточку - ценная бронза. Добрые люди подобрали её и отнесли в полицию. Но прожила восстановленная часть не долго.
Периодически кто-то привязывает реальные кисти бинтом, но доблестные коммунальщики долго им прожить не дают. Предлагали даже повесить конверт и собирать туда кисти, чтобы привязывать художнику, но инициатива не зашла, так и стоит без рабочих инструментов скульптура.
Ну, а вы, пробегая по нижегородской улице Рождественской, сравните портрет художника с получившейся скульптурой.