Приведу вам выдержку из моего материала «Секреты Этери», где среди прочего я обращаюсь и к темам, подлежащим обязательному освещению .
«Мы будем рассуждать о массовидных вещах и явлениях принимаемых обществом как некая «норма».
Два разных педагога в одной и той же ситуации, в одном и том же по содержанию эпизоде ведут себя абсолютно различно.
Вот сейчас тренер смотрит на перемещения ученика.
Один что-то скажет.
Другой – промолчит.
Третий сделает выразительное лицо.
Четвёртый ответит жестом.
Общение спортсмена с тренером, ученика с учителем, подопечного с наставником – это таинство!
Молчание нередко красноречивее любых слов.
Одно слово иногда дороже целой тирады.
Процесс обучения, тренинга состоит из десятков тысяч микродвижений, из миллионов микропауз, из сотен микрожестов.
Одному ребенку я предлагаю решать такую задачу, другому ребенку я задаю другое задание.
Шлифовка каждого элемента происходит годами на сотнях ситуаций.
То, чего я НЕ делаю во много раз важнее, чем то, что я делаю.
Тексты, которых я не произношу – важнее, чем реально произносимые.
Чем глубже, образованнее, тоньше, деликатнее, мудрее наставник, тем разнообразнее, разностороннее и многочисленнее его приёмы и способы воздействия на воспитанников, тем тоньше его малейшие проявления или непроявления во множестве тех или иных конкретных жизненных ситуаций.
Хорошего тренера, педагога, учителя, преподавателя можно сравнить с хорошим врачом.
Хороший врач – это не просто диплом о высшем медицинском образовании и справочка об окончании интернатуры. Хороший врач – это в первую очередь целостное понимание больного, обширнейшие и глубочайшие познания в областях не только конкретно специальных – в избранной профессии, но и в областях связанных с формированием пониманий мельчайших проявлений человеческой души. Одна из важнейших характеристик прекрасных врачей – это способность самоотверженно непрерывно учиться. Именно эта сторона русского врачебного искусства была предъявлена миру на полях сражений со стороны Николая Ивановича Пирогова и плеяды его воспитанников. Хороший врач – это миллионы нюансов в проявлениях, это безупречно точные вопросы к больному во время собирания анамнеза, это потрясающая наблюдательность, это потрясающее умение внушить больному веру в себя, веру в исцеление.
Хороший врач – это всегда человек глубочайшей культуры и высочайших форм искусства. Удивительный собеседник и беспощадный к собственным ошибкам человек.
Мы – люди.
Человек – существо ошибающееся!
Именно способность ошибаться и делает нас не роботами, пусть и биологическими, но именно людьми.
Как прекрасно заметил в «Войне и мире» Лев Николаевич Толстой на примере играющего в шахматы – человек ошибается каждым своим движением, но замечает только те ошибки, за которые жизнь его наказывает.
Тренер, педагог, наставник – это личность, число параметров измерения которой бесконечно.
Всякий человек – бесконечнопараметральная самоопределяющаяся система, но хороший тренер, хороший педагог – это просо фантастическая глубина наимельчайших проявлений и движений.
Это океан чувств, эмоций, и наипрекраснейших движений души.
И еще это глубочайшие переживания и способность к непрерывному сопереживанию с воспитанниками.
И есть еще два важнейших качества объединяющих именно врачей и педагогов: бесконечная, бездонная, невероятная доброта.
И потрясающее чувство прекрасного.
И педагог и врач – если они настоящие – живут как бы со снятой кожей и с открытым сердцем.
Они излучают в мир свет и тепло.
Тепло и свет.»