Одной из самых мерзких матерей в советском кино был отец Рудольфа Рачкова из оскароносного фильма Меньшова "Москва слезам не верит".
Вспомните, как она смеялась и снисходительно относилась к Катерине, считая ее профессорской дочкой, и как категорически изменила свое поведение, узнав, что Катерина - провинциальная мещанка, которой нечего предложить.
Она решила, что такая "девица" не подходит для ее Родрика. Этот шип с усами, который не знает, как обращаться с шипом. Родди оказался таким размазней, что прятался за спиной матери и даже не смел смотреть в глаза Тихомировой, а мать все решала без него, и ее ничуть не смущало, что Катерина уже имеет под сердцем ребенка своего сына.
Противная тетка, блестяще сыгранная Евгенией Чанаевой, возглавляет список худших матерей советского кино.
Второе место занимает Клавдия Васильевна из "Шумного дня". Весь фильм - это возмутительная добродетель. Он молчит с видом долготерпения, но весь его облик говорит о его бесконечном недовольстве сыном.
Странная семья, сформированная авторитаризмом матери, а младший Олег - невротик со свирепыми перепадами настроения.
Старший Федор "прыгал", но когда он был под "каблуком" у матери, то все было нормально, а когда он перешел на питание жены, мама начала кривиться. Как это? Кто-то отдал приказ в ее поместье, и она перешла в молчаливую атаку, всем своим видом показывая, как она страдает.
Клавдия Васильевна буквально разрушает семью своего сына, пытаясь вызволить его из лап жены, и, несмотря на мольбы сына, относится к нему с полным пренебрежением. Ее категорическое молчание заставляет сына сделать выбор: либо мать, либо жена, при полном пренебрежении к чувствам Федора.
Жестокое отношение авторитарной матери, которая внезапно осознает, что потеряла власть без контроля над одним из своих отпрысков.
На третьем месте - мама Ромы, Вера Лавочкина из советской мелодрамы "Вам и не снилось".
Здесь история более сложная и запутанная, и вполне возможно, что Вера Васильевна приняла бы выбор цыган, если бы не узнала, что племянница ее сына - дочь женщины, которая имела отношения с ее нынешним мужем. Ну, как говорится, "перекрестие упало", и Вера Васильевна превратила себя в мстителя и ударила по чувствам сына бульдозером эгоизма и высокомерия.
Пытаясь победить призраков прошлого с помощью собственного упрямства, она чуть не потеряла собственного сына, и только чудо спасло ее семью от трагедии.
В битве с прошлым эгоистичная мать почти кладет на алтарь победы жизнь своего единственного сына, превращая фильм из мелодрамы в полноценную драму.
Ну а на четвертом месте оказалась героиня польской драмы "Кормилица", седовласая графиня Элеонора Чиньская, рано умершая мать графа Чиньского, которая имела несчастье влюбиться в обычного лавочника в деревенском магазине.
Мать в одностороннем порядке решила, что хозяйка магазина Марыська недостойна ее сына Лешека, и практически позволила ей умереть после несчастного случая.
Своим эгоизмом и снобизмом она усомнилась в глубине чувств сына и почти довела его до самоубийства, но только удача и провидение спасают пожилую чету Чинских от бесконечного чувства вины и запоздалого раскаяния с жидкими волосами, сорванными с их седых, надменных голов.
"Медсестра" - фильм, снятый польскими кинематографистами, но после 40 лет показа он стал нам настолько дорог, что мы уже не отделяем его от хороших фильмов, снятых советскими режиссерами, и поэтому он занимает свое место в этом списке.