О его существовании я узнала случайно, рассматривая карту перед первой поездкой в Казань. Нет, конечно о том, где учился наш Ильич, в моём детстве все знали прекрасно, и что на месте каждого его чиха в советские времена открывался музей, я тоже догадывалась, но вот как-то связать эти явления и ту Казань, современную, куда мы собирались... "Он еще жив?" - была первая мысль. А вторая: "Ну музей так музей. Не пойдём. Что там делать?"
И пошли ) Когда более попсовые и известные музеи уже кончились, а отпуск еще нет, в ход пойдёт даже музей Ленина )
Когда мы пришли, до открытия еще, на его территории уже во всю кипел ремонт. Мелкого, но много: и ограду красили, и плитку на крылечке перекладывали, так что забираться в него пришлось через окошко заднее крыльцо. Тем, что строители вносили хаос и дезорганизацию в стабильный музейный уклад, музейщики были только рады: "Дали деньги, красоту наводим! А неподалёку есть еще один дом, где семья Ульяновых тоже пожить успела, так там, в лучшем случае, мемориальную доску после реставрации повесят. А при СССР тоже музей был..."
При покупке билета можно доплатить за экскурсию (где-то 700 руб.), а можно походить и без нее. Общительные смотрители и так расскажут если не всё, то многое.
Семья Ульяновых снимала этот дом недолго, с полгода, с сентября 1888 до май 1889.
В мае 1889 М. А. Ульянова приобрела имение Алакаевка в 83,5 десятины (91,2 гектара) в Самарской губернии, и семья переехала туда на жительство. Уступив настойчивым просьбам матери, Владимир попробовал заниматься управлением имением, но успеха не имел. Окрестные крестьяне, пользуясь неопытностью новых хозяев, похитили у них лошадь и две коровы. В результате Ульянова продала вначале землю, а впоследствии и дом. В советское время в этом селе был создан дом-музей Ленина. (Вики)
Но было поздно )) Надо полагать, после этой попытки "приземлиться" будущий Ленин крестьян и невзлюбил, за что потом устроил им раскулачивания и колхозы )
А пока в этом доме жили они после исключения Володи из университета за неблагонадёжность и его первого ареста. Успел он проучиться всего месяца три, когда в университете ввёлся новый устав, пришедшийся студентам не по нраву - и Ульянов был в первых рядах недовольных. Как брату казнённого террориста, хоть и несостоявшегося, скидок на первый привод ему не делалось.
У каждого члена семьи имелась своя комната, небольшая по любым меркам, не только современным, плюс кухонька и гостиная на втором этаже с балкончиком, выходящим теперь на тенистый садик. Но отчего-то кажется, что окружение дома и тогда было таким же: какое-то оно всё... вне времени. Словно некая темпоральная аномалия. Хотя, наверное, такая атмосфера царит во всех хороших музеях )
В прихожей - волшебное зеркало, больше наводящее на мысль о святочных гаданиях или спиритических сеансах, чем на чудо электроники, показывающем по замкнутому циклу всех членов семьи Ульяновых, проживавших в то время.
Почти все вещи из той эпохи. И много вещей, принадлежавших в то или иное время или самим Ульяновым, или их дальним родственникам, у которых они чудесным образом сохранились, и которые - раньше чаще, теперь реже - они отыскивают в чуланчиках или отрывают от сердца и передают в этот музей. В самом доме вещи и мебель с той поры, когда семья Володи его снимала, не сохранились: съемная квартира, да еще перестроенная-переделанная не раз, да еще столько времени прошло... Нет, чудеса, конечно, бывают - но не тут и не сейчас. Хотя если чудом считать семью той родни, то чудеса таки случаются )
А это - то, что никогда не видела и не слышала: русские четырехсторонние шахматы. У Ульяновых были такие - отец сам сделал на домашнем токарном станочке: рукастый был товарищ. И играла в них семья вечерами - и никому не обидно было, и ждать не приходилось, пока кто-то из игроков продует и его пустят поиграть )
Комната няни. Наверное, для Марии, младшей, хотя ей в 1888 было 10 лет. Но мама сказала, что надо няню - значит, надо )
Всего в семье было 6 переживших младенчество детей. Александра казнили как участника заговора против царя, про Владимира знаются все, остальные - Анна старшая, дожила до 1935-го. Ольга - помладше, умерла от тифа в возрасте 20 лет. Дмитрий умер в 1943, прожив почти 70 лет. Марии не стало почти в 60 лет. Из всей семьи только у Дмитрия были дети, внуки которых живы и сейчас.
А мы вернёмся к нашему домику. Выше - кухонька. Уменьшительно-ласкательные суффиксы сами так и напрашиваются в текст: всё там такое крошечное в масштабе проживавшей семьи из пяти человек и прислуги, что по-другому не получается ) У утюга знак - руками не трогать, наверное, на случай, если кто-то не выключил ) Там же в галерее - чулан, где хранилась одежда не по сезону и всякие вещи по сундукам и припасы.
А это комната Володи. Всё аскетично, как в гостинице. Кроме шахмат на плите, никакого отпечатка личности живущего тут человека. Ну и, может, некогда ему отпечатываться: человек революцию готовит, а вы тут с пустяками пристаёте )
Гостиная и комнаты родителей и младших - на втором этаже. Поднимаемся по крутой узкой лестнице - и мы в не менее узком коридоре, куда выходят несколько дверей.
Уютная гостиная. Хотелось бы такую самой )
Дальше - маленькие комнатки остальных членов семьи, угадайте, где чья )
Дальше спускаемся на первый этаж и обходим оставшиеся залы: документы, фотографии, картины, живые уголки - с расписанными стенами и фигурами у них.
Дальше несколько этажерок с подарками коммунистов разных стран музею. Большинство на ленинскую тематику: глядите, его и у нас помнят, знают... и может, любят? Хотя есть и исключения, очень симпатичные. Хотя как знать, исключения ли, с этими иероглифами? Может, там написано что-то вроде "Цветок душистых прерий - Лаврентий Палыч Берия" )
А это - настоящий копировально-множительный аппарат, оружие пролетариата подпольщиков. Кто-то помнит его упоминание из книжек, но многие ли видели его живьём или хотя бы гадали, как он выглядит? Если да - то успокаиваемся и смотрим: вот так, только настоящий в два раза больше )
А у выхода - ну или входа, но мы входили через не понять, где, и только выпустить нас решили через нормальные двери, поэтому для нас это выход... Ну так вот, у выхода - модель скульптура Ленина в натуральную величину, рост 164 см, с меня ) Рядом с ней можно сфотографироваться, чем мы и воспользовались. Ребёнка с видом "ну надо, так надо", а я - с каким-то особым чувством: дедушка Ленин, как-никак, родня, можно сказать, семейное фото )
Но семейное фото в семейном альбоме, а под занавес повествования - кусочек скульптуры и цитата из Нашего Ильича на стене.